Разные разности

Акцизами облагаются товары массового потребления по. Акцизы: налогоплательщики и объект налогообложения. Плательщики акцизов, объект налогообложения

Акцизами облагаются товары массового потребления по. Акцизы: налогоплательщики и объект налогообложения. Плательщики акцизов, объект налогообложения

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Косвенные налоги
акцизы
налог на прибыль
НДС
таможенные пошлины
налог на недвижимость
подоходный налог

2. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
участники «теневой» экономики
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары

3. Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
увеличение государственных расходов
сокращение дефицита госбюджета
повышение учетной ставки
сокращение налоговых ставок

4. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
операций на открытом рынке
рефинансирования банков
изменений в налоговой базе
депозитных операций

5. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
российских и иностранных юридических лиц
отдельных экономических районов в пределах одного государства
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

6. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
введение государством налога на производителей экстерналий
уплату нарушителем единовременного штрафа
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде

7. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы …
А.Смитом
Д.Рикардо
К.Марксом
Дж.Кейнсом

8. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса

9. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести к …
снижению общей величины резервов коммерческих банков
стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны
снижению объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам
увеличению общей суммы резервов коммерческих банков

10. Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
объему дохода
величине инвестиций и затрат на потребительские товары
объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

11. Изменение цен в макроэкономической неоклассической модели является … политики.
результатом монетарной
результатом фискальной
только сочетанием монетарной и фискальной
результатом как фискальной, так и монетарной

12. Выходные показатели индикативного плана включают в свой состав …
развитие культурных связей с зарубежными государствами
важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны
рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие
необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов
развитие связей внутри государства

13. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам.
прогрессивным
пропорциональным
твердым
регрессионным

14. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки.
низкие трансакционные
высокие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

15. Меры государственного регулирования, которые могут способствовать снижению темпов инфляции в условиях, когда использованы все производственные ресурсы, но высокая инфляция сохраняется:
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и снижение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и сокращение государственных расходов
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение государственных расходов

16. Основная функция антимонопольных органов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства
контроль за использованием экономических ресурсов
развитие конкурентных отношений

17. Главная целевая установка социально-экономического развития страны
повышение уровня благосостояния правящего класса
рост благосостояния народа
повышение уровня денежных доходов населения
борьба с инфляцией монетаристскими методами

18. Предельная склонность к потреблению – это …
отношение прироста потребления к приросту сбережений
соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов
доля прироста объема потребления в единице прироста дохода
соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени

19. Теория прав собственности рассматривает проблемы …
размывания прав собственности
внешних эффектов
спецификации прав собственности
многообразия форм собственности в современной экономике
возникновения прав собственности

20. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при …
единой ставке налога
дифференцированной ставке налога
ограничении круга потребителей
бесплатности общественных благ

21. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это …
расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос
чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов
спрос всех макроэкономических субъектов экономики
инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения

22. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
имущество
доходы
наследство
транспортные средства

23. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия государственного сектора экономики
только на коммерческие фирмы
только на предприятия теневого сектора
на все макроэкономические субъекты

24. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
региональные коммерческие банки
фондовые биржи

25. Инвестиции – это …
доход, не израсходованный в данном периоде
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости
доход, использованный для приобретения потребительских товаров

26. Государственный долг – это сумма предшествующих …
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону
будущих выплат иностранным заемщикам

27. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то …
сбережения населения превышают инвестиции
сбережения равны инвестициям
номинальный объем выпуска останется неизменным
реальный ВВП будет возрастать

28. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся …
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла
установление «правил игры» в обществе
установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции
регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики

29. В рамках институционального подхода границы государства определяются …
его захватнической политикой
его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
политической волей лидеров государства
установлением формальных «правил игры» на определенной территории

30. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня процентной ставки иллюстрируют кривая …
Лоренца
Лафатера
Лаффера
Филлипса

31. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода, вложенная в ценные бумаги
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

32. Фискальная функция налогов заключается в …
перераспределении национального дохода
стимулировании различных форм производственной деятельности
собирании средств для государственного бюджета
контроле за движением цен на товары и услуги

33. Потребление – это …
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
приобретение краткосрочных государственных облигаций

34. Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки
уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
широкая дифференциация налогов
разнообразие льгот отраслям и фирмам

35. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги.
импортные
антидемпинговые
прямые
косвенные

36. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что …
страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества
снижается образованность общества
не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными
предельные издержки формирования цены общественных благ выше предельных затрат на их изготовление

37. Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
сопровождаются увеличением предложения денег
не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
финансируются за счет выпуска государственных займов

38. Автономные инвестиции – это …
капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия
объем ценных бумаг, приобретенных на вторичном рынке
приобретение хозяйствующими субъектами (фирмами) облигаций по краткосрочным государственным обязательствам
инвестиции в предпринимательский сектор экономики

Основные виды налогов на потребление — это акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы.
Понятие «акцизы», может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. В Российской Федерации термин «акциз» применяется только к индивидуальным акцизам.
Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но также и региональными властями и органами местного самоуправления. Централизованное взимание акцизов обычно применяется в унитарных государствах. Наделение региональных властей и органов местного самоуправления правом взимать акцизы, устанавливать или изменять их ставки характерно для федеративных и конфедеративных государств.
Плательщиками акцизов обычно выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию. Иногда обязанность по уплате акцизов возлагается также на оптовых покупателей и продавцов подакцизных товаров.
Могут устанавливаться следующие виды ставок акцизов: единые - для однородных товаров (соль, сахар, спирт); дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, содержанию алкоголя и т.д. (вина, масла, ткани, нефтепродукты); пропорциональные - для товаров одной группы, имеющих разные уровни цен (табачные изделия).
Ставки акцизов подразделяются на твердые (специфические) — устанавливаемые в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные — устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг. Наиболее широко распространено применение специфических ставок акцизов. Они обычно устанавливаются на такие однородные товары, как соль, сахар, спички, спирт и спиртосодержащая продукция, нефтепродукты. Адвалорные ставки обычно применяются для обложения ювелирных изделий, автомобилей, изделий из меха и ряда других товаров, относимых к предметам роскоши.
Акцизы используются в тех случаях, когда производство подакцизных товаров осуществляется частными производителями. Однако в ряде стран государство объявляет производство подакцизных товаров государственной монополией. Государственная фискальная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.). Объектами государственной монополии могут быть также внешняя торговля, производство и реализация алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.
Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство, и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только производство или только реализация.
Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не налог, а предпринимательский доход. Государственная фискальная монополия возникла из регалии — исключительного права государства (главы государства) на определенный вид деятельности. В современных условиях государственная фискальная монополия имеет место в Италии (табак, соль, спички), Германии (вино), Франции (табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий) и других странах.
Под налогами с оборота понимается группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг), физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В отличие от акцизов, взимаемые с отдельных видов товаров или услуг, налогами с оборота облагаются производство и реализация всех товаров (работ, услуг) за исключением освобождаемых от налогообложения. Налогами облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания.
Налог с оборота получил широкое распространение в период первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения.
Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 1960-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, - взимание налога с оборота один раз - на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой - стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается.
Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.
Обложение оборота предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), может осуществляться по единым или индивидуальным ставкам. Налогообложение оборота по индивидуальным ставкам в зависимости от отраслей и даже отдельных видов товаров или услуг по сути мало чем отличается от обложения акцизами.
С начала 1960-х годов во многих странах происходило преобразование налога с оборота в налог на добавленную стоимость (НДС). НДС используется в налоговых системах более 50 государств, в частности во всех странах Европейского союза. Установление НДС — одно из условий членства в Европейском союзе. Впервые этот налог был введен во Франции в 1954 г. Из ведущих промышленно развитых стран единственной страной, не использующей НДС, являются США. Важно отметить также, что НДС, используемый в Канаде, Японии, Новой Зеландии и некоторых других странах, существенно отличается от НДС, применяемого в странах Европейского союза.
В странах — членах Европейского союза НДС применяется с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в соответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета Европейского союза, главным доходным источником которого с 1975 г. первоначально были поступления от НДС в размере 1% суммы налога (с 1986 г. - 1,4%), собранного каждой страной-членом.
Налоговую базу по НДС составляет стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. Добавленная стоимость (прирост стоимости) включает заработную плату с начислениями, амортизацию, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт и др. В цену входит общая сумма НДС, внесенная предпринимателем на всех стадиях продвижения товара к потребителю; таким образом, потребитель — единственный и конечный плательщик (носитель) этого налога. В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности НДС стал одним из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% в Германии, Великобритании.
При обложении НДС обычно используются стандартная (основная) ставка и пониженные ставки. Во многих странах для товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, используется нулевая ставка налога. В отдельных странах применяется параллельное освобождение от НДС и обложение НДС по нулевой ставке. При обложении по нулевой ставке продавец товара имеет право на зачет или возврат уплаченного НДС. Обложение по нулевой ставке применяется к экспортируемым товарам и услугам, а также к услугам в сфере международной торговли. Кроме того, в отдельных странах (Бельгия, Франция, Италия, Испания и др.) используются повышенные ставки НДС, применяющиеся к предметам роскоши и отдельным видам услуг.
Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным аддитивным; в) методом прямого вычитания; г) зачетным методом (косвенное вычитание, или инвойсный метод). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором размер НДС, подлежащий уплате, рассчитывается как разница между НДС, полученным от покупателей, и НДС, уплаченным продавцом. (Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в Российской Федерации.)
Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю. Для эффективного взимания индивидуальных акцизов достаточно только наличия жесткого контроля над производителями подакцизных товаров, число которых по сравнению с плательщиками НДС меньше в десятки, а иногда и в сотни раз.
Наибольшие и стабильные поступления НДС в бюджет дают крупные промышленные и торговые предприятия. Как правило, проблемной сферой при применении НДС являются предприятия розничной торговли, особенно в тех случаях, когда розничная торговля ведется индивидуальными предпринимателями. НДС представляет собой налог, по которому практически полностью отсутствуют легальные способы минимизации налоговых выплат. Но если налоговые органы не в состоянии обеспечить одновременный контроль за покупателями и поставщиками товаров (работ, услуг), то могут возникнуть многочисленные возможности по уклонению от уплаты налога, в частности путем составления фиктивных счетов-фактур. Для взимания НДС и контроля над его уплатой необходимые условия — жесткая система периодической отчетности, а также весьма сложные расчеты, что обусловливает необходимость содержания расширенного штата профессиональных бухгалтеров и значительных расходов.
Такие требования могут быть невыполнимыми для индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, суживает сферу применения НДС. В большинстве стран от уплаты НДС освобождаются промышленные и торговые предприятия с небольшим оборотом, либо для них устанавливаются более длительные налоговые периоды и отдельные особенности по расчету налоговых обязательств и уплате налога. От уплаты НДС обычно освобождаются физические и юридические лица, являющиеся плательщиками промыслового налога.
Налог с продаж представляет собой косвенный налог, объектом обложения которым выступают обороты по реализации товаров и (или) услуг. Налоги с продаж могут подразделяться на общие и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляют собой разновидность акцизного налогообложения. В отличие от НДС налог с продаж обычно взимается только в сфере реализации товаров (работ, услуг), а объектом реализации выступает весь совокупный оборот предприятия (физического или юридического лица), осуществляющего розничную торговлю или предоставляющего услуги населению. Наиболее широко данный налог применяется в США, где он устанавливается законодательными органами отдельных штатов. Поступления по налогу с продаж в общих налоговых поступлениях составляют около трети. (Одновременное взимание и НДС, и налога с продаж применяется только в Российской Федерации.)
Таможенные пошлины и сборы взимаются с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Таможенные пошлины подразделяются на вывозные (взимаемые государством при экспорте товаров), ввозные (взимаемые с импортируемых товаров) и транзитные (взимаются при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране). В зависимости от целей таможенные пошлины и сборы подразделяются на фискальные (играющие значительную роль в доходах бюджета), протекционистские (защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров), антидемпинговые (разновидность протекционистских пошлин), преференциальные (льготные пошлины, обычно устанавливаемые в отношении товаров, происходящих из определенных государств в соответствии с условиями договоров). Фискальное значение таможенных пошлин и сборов в развитых странах, как правило, невелико.

Акцизы - одна из древнейших форм косвенного обложе-ния. Существуют письменные свидетельства взимания акци-зов в эпоху Римской империи. На Руси акцизы стали взимать-ся еще в XIV веке, обеспечивая доходами более 60% казенных потребностей в денежных средствах. Принято считать, что акцизное обложение призвано сдерживать потребление соци-ально вредных товаров. В России акцизами облагаются това-ры с особенно высокой рентабельностью.

Как источник доходов государственного бюджета России акцизы возникли в Х-Х1 ве-ках, тогда акцизному обложению впервые стала подвергаться реа-лизация спиртных напитков. На протяжении последующих столе-тий взимание акцизов с крепких напитков в России получило широкое распространение. В 1817 г. взимание акцизов со спирт-ного было упорядочено принятием Устава о питейном сборе, ко-торый определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения. В 1838 г. в перечень подакцизных товаров включили табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, кон-троль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен акциз на спич-ки, а с 1887 г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

Значение акцизов в доходах государства неуклонно возраста-ло, и к началу XX в. они обеспечивали около 70 % всех бюджет-ных доходов. Облагалась реализация предметов первой необходи-мости (соль, сахар, чай, спички и т.д.) и товаров массового по-требления (спиртные напитки, табачные изделия, солод).

После Октябрьской революции рост натурализации хозяйст-венных отношений привел к резкому снижению акцизного обложения. В конце 1918 г. вместо ранее действующих акцизов ввели прямые начисления к ценам товаров, а в феврале 1920 г. взима-ние акцизов было приостановлено. В период нэпа акцизное обложение восстановили, доходы из этого источника в отдельные годы достигали 20 % от всех налоговых доходов.

Регулирующее значение акцизов существенно выше, чем дру-гих косвенных налогов.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 2007 г. в консолидированный бюджет поступило в сумме 166,2 млрд. руб. (в том числе в федеральный бюджет - 131,0 млрд. руб.), или 2,4 % от ВВП.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и инди-видуальные предприниматели, производящие и реализующие по-дакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщи-ками акцизов признаются также лица, перемещающие подак-цизные товары и подакцизное минеральное сырье через тамо-женную границу Российской Федерации, определяемые в соот-ветствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.


Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимуще-ственно массового потребления.

Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В насто-ящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.

Они установлены на ограниченный перечень то-варов и играют двоякую роль:

- во-первых , это один из важных источников дохода бюджета;

- во-вторых , это средство ограни-чения потребления подакцизных товаров (в основном социаль-но вредных).

Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и по-этому оплачивается потребителем. Однако если НДС облага-ется часть стоимости товара, то акцизом облагается вся его стоимость, включая и материальные затраты.

С 1 января 2001 года введена в действие глава 22 «Акци-зы» второй части НК РФ. Глава 22 устанавливает порядок ис-числения акциза, определения даты реализации подакцизных товаров, налоговые режимы в отношении алкогольной продук-ции и режим налогового склада, порядок отношения сумм налога и порядок применения налоговых вычетов.

Налогоплательщиками акциза , согласно ст. 179 НК РФ, признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с пе-ремещением товаров через таможенную границу РФ, опреде-ляемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Операции, признаваемые объектом налогообложения при расчете суммы акциза, четко сформулированы и прописаны в ст. 182 НК РФ. Вот некоторые из них:

Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собствен-ности на эти товары на безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате;

Получение нефтепродуктов организацией или индивиду-альным предпринимателем, имеющими свидетельство;

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

К производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса произ-водства этих товаров, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар;

И другие.

Законодательство определило перечень предметов налого-обложения. К числу подакцизных относятся следующие то-вары:

Спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного);

Алкогольная продукция (спирт питьевой, ликероводочные изделия, вино и др. с объемной долей спирта более 1,5%);

Табачная продукция;

Автомобильный бензин;

Легковые автомобили и мотоциклы;

Дизельное топливо;

Моторные масла для дизельных и карбюраторных двига-телей.

Не подакцизные такие спиртосодержащие товары, как ле-карственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой хи-мии в аэрозольной упаковке и некоторые другие.

Порядок исчисления акциза.

При реализации налогоплательщиком подакцизных то-варов налоговая база определяется в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.

1. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей нало-говой ставки и налоговой базы. При этом налоговая база опре-деляется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

По подакцизным товарам, в отношении которых установ-лены специфические налоговые ставки, налоговая база опре-деляется как объем реализованных (переданных) подакциз-ных товаров в натуральном выражении.

Некоторые примеры ставок:

Спирт этиловый - 21 руб. 50 коп. за 1 л спирта.

Вина натуральные — 2 руб. 20 коп. за 1 л.

Сигары -16 руб. 35 коп. за 1 шт.

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л. с. - 167 руб. за 1 л.с.

Дизельное топливо - 1080 руб. за 1 т.

2. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При приобретении сырья, которое используется для произ-водства подакцизных товаров и по которому уже уплачен ак-циз, ст. 201 НК РФ предусмотрен зачет сумм акцизов, упла-ченных со стоимости этого сырья. Вычеты сумм акциза произ-водятся при представлении налогоплательщиком платежных документов с отметкой банка, подтверждающей факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим акциз.

Величина акциза определяется налогоплательщиком са-мостоятельно. Сумма акциза в регистрах бухгалтерского уче-та должна быть выделена отдельной строкой на основании первичных документов. В противном случае исчисление ак-циза расчетным путем по этим документам не производится.

При исчислении суммы акциза, подлежащей уплате в бюд-жет, из суммы акциза по реализованным товарам исключа-ются:

Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении или ввозе в РФ подакцизных товаров, в даль-нейшем использованных как сырье для производства подак-цизных товаров;

Суммы акциза в случае возврата или отказа от подакциз-ных товаров покупателем;

Суммы акциза, исчисленные с сумм авансовых или иных платежей в счет оплаты предстоящих поставок и др.

Сумма начисленного акциза у налогоплательщика относит-ся на расходы, принимаемые к вычету при исчислении нало-га на прибыль организаций.

Если сумма акциза, уплаченная поставщикам, окажется больше суммы акциза, начисленного по реализованным това-рам, она подлежит зачету в счет платежей последующих на-логовых периодов, а если не была зачтена, то подлежит воз-врату налогоплательщику.

Льготы.

Не подлежат налогообложению акцизами неко-торые операции, в частности:

Передача подакцизных товаров одним структурным под-разделением организации другому;

Экспорт подакцизных товаров;

Первичная реализация конфискованных подакцизных товаров на промышленную переработку и др.

Порядок уплаты акциза. Порядок и сроки уплаты зависят от даты реализации под-акцизного товара, а также от его видов.

Например, по автомо-бильному бензину, реализованному с 1-го по 15-е число вклю-чительно в отчетном месяце, срок уплаты - не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. Если авто-мобильный бензин реализован с 16-го по последнее число от-четного месяца, то уплата акциза должна быть произведена не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчет-ным. Сказанное означает, что акциз за январь следует упла-тить до 25 апреля, за февраль - до 25 мая и т.д.

По другим подакцизным товарам уплата акциза произво-дится исходя из фактической реализации (передачи) за истек-ший налоговый период:

Не позднее 25-го числа отчетного (авансовый платеж) - по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включитель-но отчетного месяца;

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчет-ным, - по продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту произ-водства таких товаров.

При совершении операций с нефтепродуктами уплата сум-мы налога производится налогоплательщиком по месту на-хождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализа-ции нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

Перечень уплачиваемых в бюджет налогов и сборов обычно определяются системой налогообложения или тем или иным спецрежимом, который выбрала конкретная компания. Но существует ряд товаров, относящихся продукции массового потребления и считающихся высокорентабельными, сам факт продажи которых приводит к необходимости уплачивать дополнительный налог. Акцизный сбор – это, в данном случае платеж, связанный с конкретным видом товара.

Акцизный сбор – это прямой или косвенный налог?

Акциз представляет собой надбавку к цене реализуемого товара. Это повышает цену продукции, и в конечном счете оплачивает ее покупатель. Подобная схема означает, что акциз относится к косвенным налогам. Принцип расчетов по нему в чем-то схож с правилами, действующими в отношении НДС.

Подакцизные товары

Формально объектом налогообложения акцизами являются операции с определенной группой товаров, которые, как уже было сказано, являются массовыми. Перечень таких товаров утвержден в статье 181 Налогового кодекса. Это прежде всего этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, в частности парфюмерия и косметика в емкостях не более 100 миллилитров, алкоголь и табак, а также бензин, дизель, моторные масла. Подакцизными являются также легковые автомобили, мотоциклы и электронные сигареты.

Соответственно плательщиками акцизов становятся компании и предприниматели, которые совершают операции, облагаемые акцизами, то есть реализуют вышеуказанные подакцизные товары собственного производства (п. 1 ст. 182 НК РФ). Такой налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара, исходя из их утвержденных ставок.

Акцизные ставки

Ставки акцизов утверждены в статье 193 Налогового кодекса. Они определяются отдельно по каждому виду товара. Причем такие ставки могут быть различными по своей сути: твердыми, то есть устанавливаемыми, как определенная сумма, применяемая к единице измерения (например, 6800 рублей за 1 тонну дизельного топлива), адвалорная, то есть выраженная в процентах, или же комбинированная.

Впрочем, надо сказать, что хоть определяемый в процентах от стоимости акциз вполне допустим российским законодательством, по факту таких акцизов в Кодексе нет. Большинство подакцизных товаров облагаются по твердым ставкам, и лишь некоторые виды табачной продукции подлежат обложению по комбинированным ставкам.

Расчет акцизов и отчетность

Реализация подакцизных товаров разных категорий прежде всего означает необходимость ведения раздельного учета. Акцизы по разным ставкам должны и определяться отдельно.

Рассчитываться с бюджетом плательщикам данного налога необходимо ежемесячно. Именно такой налоговый период по акцизам установлен статьей 192 Налогового кодекса. Во внимание принимаются те операции по реализации подакцизных товаров, дата по которым пришлась на этот расчетный период.

Налоговая декларация по акцизам также подается по итогам месяца. А вот единой формы этого отчета нет. Все подакцизные товары объединены в три группы, для каждой из которых разработан свой бланк. Так, приказом ФНС России № ММВ-7-3/1 от 12 января 2016 года утверждены две формы декларации: для алкогольной продукции и общий бланк для различного топлива и подакцизных транспортных средств. Продавцы табачной продукции отчитываются по форме согласно приказу Минфина от 14 ноября 2006 года № 146н.

Отдельная декларация по косвенным налогам, а именно по НДС и акцизам, утверждена приказом Минфина от 7 июля 2010 № 69н для случаев импорта товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза.

Срок подачи отчета и уплаты акциза совпадает. В обычных случаях рассчитаться с бюджетом и подать декларацию, когда закончился налоговый период по акцизам нужно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Исключение – плательщики акцизов, совершающие операции с прямогонным бензином или денатурированным этиловым спиртом. Для них конечной датой будет 25 числа третьего месяца по окончании расчетного периода. Для некоторых же специфических ситуаций, описанных в частности в пунктах 30-31 статьи 182 Налогового кодекса, дата подачи отчета и уплата самого акциза утверждена, как 25 число шестого месяца, следующего за отчетным.

Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает правительство. Свое отображение принятые решения находят в Налоговом кодексе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому нужно детальнее разобраться какие бывают ставки и почему твердые ставки исчисляются в абсолютной сумме.

Общие сведения

Будучи косвенным налогом, акциз несвязан с получением выгоды продавцом продукции. Его основной функций является наполнение местного и федерального бюджета.

Акцизный сбор широко применяется в разных странах мира. Порядок начисления этого налога установлен . Налоговым периодом считается календарный месяц.

Перечень подакцизной продукции непосредственно закреплен положениями . Определение налоговой базы происходит с учетом предписаний .

У акцизного сбора есть много общего с НДС. Однако акцизом облагается вся стоимость реализуемого товара, тогда как НДС охватывает только часть стоимости продукции.

К тому же акцизный сбор не применяется в отношении выполненной работы или оказанных услуг. Акциз входит в тройку косвенных налогов по наполнению государственного бюджета. Двумя другими конкурентами является НДС и таможенная пошлина.

При этом акцизный сбор применяется в отношении ограниченного количества подакцизной продукции и с дифференцированными ставками по группам товаров.

Этот вид налога уплачивают следующие лица:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, занимающиеся перевозкой товаров через границу.

Но даже с учетом выборочности объектов налогообложения размер акцизного сбора достигает 20% от общих поступлений в бюджет государства.

В то же время эти показатели указывают на определенные недостатки в работе отечественной системы налогообложения. Так как косвенные налоги сдерживают развитие российской экономики.

Анализ ситуации показывает, что правительство преимущественно заботиться о наполнении бюджета, но, не научилось использовать потенциал прямых налогов.

Для сравнения необходимо отметить, что в развитых государствах 2/3 бюджета составляют прямые налоги.

Тогда как в развивающихся странах эта цифра приходится на косвенное налогообложение. Конечно, государству легче собирать косвенные налоги, особенно во время инфляции.

Это связано с тем, что объем поступлений в бюджет зависит от стоимости продукции, а не от прибыли предприятий. Как следствие правительству удается минимизировать потери стоимости налоговых поступлений.

Понятие акцизного налога

Акциз - это косвенный налог, который устанавливается в отношении товаров массового потребления. Таким образом, покупатель является налогоплательщиком, а продавец (производитель) налоговым агентом.

Продукция, в отношении которой устанавливаются ставки акцизного сбора, считается подакцизной. Перечень налогооблагаемых товаров определяет правительство.

Сегодня к подакцизной продукции относится:

  • этиловый спирт;
  • спиртосодержащая продукция;
  • ликероводочные изделия;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью мотора от 150 л. с.;
  • бензин, дизтопливо;
  • моторные масла;
  • прямогонный бензин;
  • печное топливо;
  • параксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (согласно с ).

Не относятся к подакцизным товарам:

  1. Лекарственные препараты, включая продукцию ветеринарного назначения.
  2. Парфюмерно-косметическая продукция.
  3. Виноматериалы.

Акцизный налог выполняет две основные функции, регулирующую и фискальную.

Ограничения установленные российским налоговым законодательством на ввоз импортной продукции или введение повышенных акцизных ставок позволяют влиять на уровень потребления различных товаров.

Если рассматривать вопрос о налогообложении алкоголя, то, согласно статистике повышенные налоговые ставки являются единственным способом, влияющим на снижение его производства.

Что касается налогообложения транспортных средств, то здесь просматривается фискальная функция налога. Ведь большая часть транспортных средств с мощностью двигателя от 2500 см³ поставляется из-за границы.

Следовательно, правительство вынужденно заботиться о защите российского производителя и следить за сохранением конкурентоспособности отечественной продукции.

Что относится к объектам

Объектом налогообложения считаются операции, отображенные в .

Сюда входит:

  • продажа продукции произведенной в России;
  • отчуждение конфискованных товаров;
  • передача произведенной продукции владельцам предоставленного сырья;
  • передача выпущенных товаров для будущего производства неподакцизной продукции, за исключением этилового спирта;
  • передача товаров продукции для личных нужд внутри страны;
  • предоставление товаров в уставный фонд юридического лица;
  • передача предприятием выпущенной продукции лицу, которое выходит из состава участников предприятия;
  • передача изготовленных товаров с целью дальнейшей переработки;
  • ввоз продукции на территорию страны;
  • получение этилового спирта предприятием, обладающим свидетельством на изготовление неспиртосодержащей продукции;
  • прием прямогонного бензина юридическим лицом, обладающим свидетельством для его переработки.

Вышеуказанные операции касаются только подакцизной продукции. Перечень операций, не подпадающих под налогообложение, утвержден .

Акцизом не облагается:

Указанные в 1 и 2 пункте операции освобождаются от налогообложения в том случае, если по ним ведется отдельный учет, связанный с производством и реализацией подакцизной продукции.

Таблица определение налогово базы

Виды ставок акцизов

Налоговое законодательство выделяет следующие виды налоговых ставок:

  1. Адвалорную ставку.
  2. Специфическую ставку.
  3. Комбинированную ставку.

Адвалорная

Что касается адвалорных ставок, то они единые по всей стране и устанавливаются в процентах к подакцизным товарам. Этот вид налоговых ставок преимущественно используется в Таможенном тарифе.

Поэтому при использовании адвалорной ставки сумма налога на импортную продукцию рассчитывается по таможенной стоимости товара.

Сильные стороны этой пошлины заключаются в следующем:

  • она обеспечивает стабильную тарифную защиту внутреннего рынка страны;
  • она обеспечивает предельную прозрачность используемых тарифных инструментов.

Слабой стороной адвалорной ставки является то, что необходимо постоянно осуществлять таможенные расчеты стоимости продукции.

Твердая (специфичная)

Специфические ставки по подакцизным товарам устанавливаются в фиксированном размере за единицу продукции.

Комбинированная

Комбинированная ставка акциза - это сочетание двух предыдущих видов сбора.

Для расчета суммы налога можно применить следующую формулу:
Где, CА – сумма акциза,

Ос – объем реализованного товара,

Ас – твердая ставка акциза,

Оа – стоимость реализованного товара,

Аа – адвалорная ставка.

Законные основания

Основным нормативным актом, регулирующим вопрос налогообложения, является Налоговый кодекс. Порядок начисления акцизного сбора регулируется гл.22 НК РФ.

Процентная налоговая ставка по акцизам (таблица)

Налогообложение подакцизной продукции происходит на основании .

Ниже будут рассмотрены размеры акцизного сбора на следующие товары:

На алкогольную продукцию (спирт)

Размер акцизного сбора на спиртосодержащую продукцию составляет:

Акцизный сбор на алкоголь считается самым доходным среди акцизов. При этом налоговые ставки на водку значительно выше остальных.

Это объясняется попыткой правительства снизить производства крепких алкогольных напитков (см. подзаголовок «Понятие акцизного налога»). Налоговое бремя за единицу товара рассчитывается исходя из процентного содержания спирта.

Основным источником прибыли от акцизов на алкоголь является этиловый спирт. Применение акциза значительно сокращает бюджетные потери.

На бензин

Размер акциза на нефтепродукты составляет:

На дизельное топливо

Размер акцизного сбора на дизельное топливо составляет:

Фото: таблица ставок на дизельное топливо

На сигареты

Размер акциза на табачные изделия составляет:

Стоит отметить, что около 90% акцизных поступления от табачной продукции приходится именно на сигареты. К остальной табачной продукции применяются дифференцированные налоговые ставки.

Налогообложение курительного табака связано с тем, что этот продукт способен заменить сигареты фабричного производства.

Базой для исчисления налога является розничная стоимость одной сигареты или килограмм табака. Способ уплаты акцизного сбора за табачные изделия предусматривает внесение авансовых платежей.

Такой подход гарантирует полноту уплаты акцизного сбора за каждую единицу табачной продукции. Еще одним видом обеспечения уплаты налога может служить банковская гарантия или страховое покрытие.

Пример расчета суммы

Ранее уже приводился пример расчета суммы акцизного сбора по комбинированной ставке (см. подзаголовок «Комбинированная»).

Поэтому рассмотрим, как исчисляются твердые ставки. Как уже говорилось для расчета налоговой суммы необходимо объем реализованной продукции умножить на ставку акцизного сбора.