Уход за лицом: жирная кожа

Социологическое изучение. Социологическое исследование и его виды. Этапы социологического исследования

Социологическое изучение. Социологическое исследование и его виды. Этапы социологического исследования

Понятие исследований в социологии

Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:

  • анкетных опросов,
  • интервью,
  • наблюдения,
  • эксперимента,
  • анализа статистических данных,
  • анализа документов.

Определение 1

Социологическое исследование - это процесс, в который входят логически последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры, связанные единой целью – получить достоверные данные об определенном изучаемом явлении, чтобы в последующем применить их на практике.

Виды исследований в социологии

Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.

Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).

Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.

Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

Замечание 1

В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.

Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:

  1. разработки программы и приемов исследования;
  2. проведения эмпирического исследования;
  3. обработки и анализа данных, формирования выводов, составления отчета.

Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:

  • методологический,
  • методический.

Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.

Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.

Замечание 2

Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.

не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, - это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях - как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс - теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень... и второй процесс - криминализация общества, т. е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. - М., 2001. -С. 37-38.

Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

1) В учебнике излагается теоретический базис, с примерами из практики, здесь же практика, то, что на самом деле происходит в стране, В учебнике изложение фактов, в статье авторский взгляд, оценка событий. В убебнике официальная позиция "государства", в статье авторский взгряд на объективные процесы. 2) "Уход в тень" - выход за рамки правового поля, т.е. деятельность вне законов; "крыша" - оплачиваемые услуги по охране и защите интересов одной преступной деятельности с помощью другой, "рекет" - вымогание средств у предпринимателей, "накат" - угроза, "откат" - часть суммы, переходящая чиновнику или криминалу из выделенных на что-то средств. Используется для усиления, для понимания, насколько острая проблема. 3) рыночные реформы осуществлялись в период безвременья и беззкакония, госудаство - СССР прекратило свое существование, а нормативной базы новое государство еще не создало, не было четкого плана действий, ломался строй, сознание, гражданские позиции людей. Старые правила уже не действовали, а новых еще не было. Произошла с одной стороны декриминализация - что раньше было преступлениями: спекуляция, тунеядство, теперь перестало таковыми быть, это стало называться бизнес, предпринимательство, право на труд, а не обязанность. А с другой стороны появились новые преступления - тот же рэкет. 4) главная опасность в том, что преступный мир сросся с властными структурами, что царит взяточничество, криминал во власти находится. Все все знают, а никто ни с чем не борется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение методов, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. Анализ способов обработки и обобщения социологической информации. Обзор особенностей составления анкеты и формулировки вопросов. Структура процесса интервьюирования.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2013

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические теории и исследования. Опрос, анализ документов, наблюдение и эксперимент как основные методы сбора социологических данных. Социологические методы, применяемые в маркетинге.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2012

Прежде чем говорить о разных видах социологического исследования, рассмотрим два разных типа исследования - собственно социологическое и социальное, на него похожее.

Понятия «социальное исследование» и «социологическое исследование» широко употребляются в научной и практической сферах. Однако четкого представления о природе, содержании и сущности этих видов научного исследования до сих пор не сложилось. Часто они используются как синонимы, а иногда противопоставляются друг другу.

Взаимозаменяемость двух терминов наглядно ощущалась в первоначальном наименовании Института социологии: в момент своего создания в 1968 г. он назывался Институтом конкретных социальных исследований (ИКСИ). Тогда предполагалось, что сочетание «конкретные социальные» равносильно термину «социологические». Их уравниванию было несколько причин. Первая, теоретико-методологическая, заключалась в интерпретации понятия «социальное». Его использовали в двух значениях - широком и узком. В широком смысле социальное равносильно общественному, поскольку в переводе с латинского «социальное» означает именно «общественное». Все бы ничего, но в советской традиции, идущей, видимо, от исторического материализма, все общество было принято делить на четыре сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Сфера - это часть общества. Возникал парадокс: в одном случае социальное равно целому (социальное = общественное), в другом - только части (социальное = социальная сфера).

К середине 1960-х гг. в стране сложилась следующая ситуация, которая получила освещение в научной литературе того времени. У каждой обществоведческой дисциплины (право, экономика, философия, история и т.д.), помимо теории, существовали два типа эмпирических исследований. Первый тип - собственно дисциплинарный (юристы изучают конкретные правовые проблемы, историки - исторические); второй тип - социальные проблемы, с которыми сталкивается данная дисциплина (юристы изучают социальные проблемы преступности, историки - социальные проблемы исторической реальности). Второй тип и был назван конкретными социальными исследованиями. Итак, у каждой обществоведческой дисциплины на нижнем этаже расположены «свои» конкретные социальные исследования.

Социальные исследования проводят экономисты, педагоги, юристы, менеджеры, журналисты, представители общественности и т.д., но нс социологи.

Социологическим в чистом виде надо считать только виутридисципли- нарное (а не при- или пограничное) исследование, создание, организация и проведение которого управляются средствами социологической теории, которое посвящено социологической теме, позволяющей продвинуть вперед социологическое, а не какое-либо соседнее знание.

В таком смысле маркетинговое исследование не является социологическим, даже если оно проводится подготовленным социологом. Поскольку маркетинг - часть экономики, а не социологии. От второй здесь присутствуют только методы.

Кратко различия между двумя типами исследования можно сформулировать так:

  • понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «социологическое исследование»;
  • понятие «социальное исследование» не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование» отражает. Это социология;
  • социологическое исследование нормировано идеалом научного метода, а социальное - нет;
  • социологическое исследование определено предметом и тематикой социологии, а также методом, социальное исследование - нет;
  • у социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет;
  • социологическое исследование - внутридисциплинарный метод познания, а социальное - междисциплинарный;
  • социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые не обязательно принадлежат к социологии, а социологическое - узкий круг проблем, заданных предметом социологии;
  • социальное исследование всеядно и неразборчиво, социологическое - избирательно;
  • социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологическое исследование проводят только профессионалы. Его отличительная черта - спаянность теории и метода. Этого не понимают первые;
  • источник социологического исследования - научная литература и профессиональная подготовка, социального - популярная литература и обыденный опыт (собственный жизненный опыт или опыт данного ведомства);
  • социальное исследование отражает широкий взгляд на общество, социологическое - узкий, специализированный.

Социологический практикум

Определите по приведенному ниже фрагменту научной статьи, правильно ли и достаточно ли полно дано описание методической части эмпирического исследования:

В 2009 г. в отделе социологии образования И С РАН осуществлено обследование рабочей молодежи в 13 регионах РФ. Состав обследованных может характеризовать источники пополнения молодых рабочих кадров промышленных предприятий в основном крупных и крупнейших городов России. Всего опрошено 1000 молодых рабочих. Опрошенные распределены в равных долях по типу производств (высокотехнологичных и обрабатывающих) и в равных долях по указанным регионам. По условиям выборки опросом были охвачены в равных долях молодежь трех возрастных групп: 1) до 20 лет; 2) 20-24 года; 3) 25-29 лет. В массиве респондентов эти возрастные группы составляют соответственно 31,9%, 34,9%, 33,1%. Среди опрошенных 65% представляют мужчины и 35% - женщины .

Вопрос о том, чем различаются социологическое и социальное исследование, в науке еще окончательно не решен. Ученые спорят по ряду принципиальных и второстепенных моментов. Этот запутанный вопрос легко разрешить, если ввести четкие критерии. Социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Таков критерий демаркации, введенный в свое время Э. Дюркгеймом. Точно также психологическим называется такое исследование, где одни психические явления объясняются при помощи других психических явлений.

Принцип объяснения явлений при помощи «своих» же явлений применяется во всех фундаментальных науках. В экономике одни экономические явления описываются не через юридические или социальные, а через другие экономические явления. В культурологии то же самое: культура объясняется через культуру. Подобную процедуру можно назвать принципом методологической самодостаточности фундаментальной науки.

Напротив, в междисциплинарных областях один тип явлений объясняется через другой. В социальной антропологии костные останки человека кладут в один объяснительный ряд с культурными артефактами или семейными структурами. И неудивительно, если прислушаться к мнению тех зарубежных специалистов, которые считают антропологию частью социологии. В социальной географии смешиваются в одно целое географические и социальные события, в экономической географии - географические и экономические факторы.

Как только в социологии социальные факты стараются объяснить, обращаясь к экономическим, физическим, психологическим и иным причинам, ученый покидает границы социологии как строгой науки. Нельзя объяснять девиантность (социальный факт) при помощи психического характера человека или расово-антропологического признака. Оно не будет социологическим объяснением. Многочисленные теории социального дарвинизма, географического детерминизма, психологические школы в социологии не относятся к разряду социологических теорий. Это социальные теории.

Видимо, под социальным исследованием следует понимать такие исследования, где социальные факты объясняются через несоциальные. В таком случае оно приобретает статус междисциплинарного исследования.

Парадоксы российской социологии. Иногда считают, что наука не может эффективно работать из-за того, что ученым не платят зарплату. Но главный тормоз совсем другой: исследования стоят больших денег. В июле 1997 г. рыночная цена проведения одного интервью с руководителями любого ранга (от директора завода и выше), по экспертной оценке, составляла не менее 20 долл. США. Ученый, желающий собрать конкретную информацию на базе хотя бы 100 интервью, не сможет оплатить такие расходы.

В советские времена конкретные социологические исследования финансировались за счет бюджета. Сегодня это кажется странным. Автору пришлось много раз организовывать социологические экспедиции в сельские районы Новосибирской области и Алтайского края. 6-7 отрядов по 8- 10 человек в каждом получали автомашины из Сибирского отделения Академии наук СССР и выезжали в деревни, вплоть до самых удаленных от областного центра. Жилье, питание, транспортные расходы - все это предоставлялось Институтом экономики Сибирского отделения наук. Ученым оставалось лишь разработать инструментарий сбора и анализа информации, сесть в машину, приехать на «объект» и приступить к работе. Сегодня этих условий нет, а цена информации - высокая.

Была еще одна более дешевая форма сбора информации - преподаватели использовали труд студентов, которые готовили курсовые или дипломные работы. Например, нынешний профессор кафедры экономической географии МГУ А. И. Алексеев на протяжении многих лет вывозил своих студентов «в поле» - в разные районы СССР, вплоть до Сибири. В течение месяца-двух студенты под его руководством собирали информацию как социологическую (опросы населения), так и статистическую (данные из похозяй- ственных книг сельских советов, отчетность райстатуправлений и др.). Сбор сведений велся под контролем опытных преподавателей. Так что собираемая информация была качественной. Это позволяло руководителям студенческих отрядов проводить вторичный анализ данных, использовать их для научных докладов.

В постсоветской России получение информации для независимых ученых (например, работающих на кафедрах вузов) стало неразрешимой проблемой - ни покупать информацию, ни собирать ее своими средствами стало невозможно. Социологи лишились информационной базы. Но какая же наука без новой информации?

В одних случаях междисциплинарные исследования не организованы в самостоятельную дисциплину, в других они получают собственное название, статус и предмет. Скажем, социальные исследования, проводимые с привлечением социологии и педагогики, не получили статуса самостоятельной дисциплины. У них нет собственного имени. Напротив, социально- экономические исследования, сформировавшиеся на стыке социологии и экономики, превратились сегодня в мощную научную дисциплину - экономическую социологию. О ее статусе, предмете и методах ученые еще ведут дискуссии, но несомненно одно - экономическая социология привлекает сотни и тысячи исследователей, преподавателей, студентов, которые изучают социологические аспекты рынка, предпринимательства, маркетинга и т.д. Экономисты утверждают, что экономическая социология - часть экономики, а социологи полагают, что она - подотрасль социологии.

Сформировавшийся ныне на границах социологии широкий пласт прикладных (отраслевых) направлений занят как раз такими междисциплинарными, или социальными, исследованиями. Например, экономическая социология, социология права (другое ее наименование - социология преступности), социальная инженерия, индустриальная социология, социальная экология, социальная психология. Можно сказать, что и в других академических науках образовался такой же пласт прикладных направлений, окружающих эти науки своеобразным поясом. Проводимые в их рамках исследования нельзя считать строго психологическими, юридическими или экономическими. Это междисциплинарные исследования. Например, экономическая психология, психотехника, психология медицины и т.н. Выразим ситуацию схематически (рис. 7.1).

Рис. 7.1.

В США выделяют следующие виды прикладной работы: клиническая практика, анализ политики, бизнес-консультирование, социальные исследования. Среди них социальные исследования - самый распространенный и успешный вид социологической практики. Кто только ими не занимается. Ряды прикладников США постоянно пополнялись министрами и экс-министрами, радикалами и экс-радикалами, консерваторами и экс- консерваторами. Социология прельстила их, видимо, своими возможностями влиять на социальные реформы. В эпоху расцвета социальных исследований они, выходцы из практики, к тому же обладали уникальным опытом и знаниями в этой области.

Прикладное междисциплинарное исследование призвано изучать и оценивать последствия происходящих в обществе и природе реальных процессов, скажем, воздействие на поведение людей и жилой фонд городов наводнений. Его цель - выяснение того, в каких размерах пострадавшим следует оказывать федеральную помощь. В противоположность ему внутридисци- плинарное, базисное исследование нацелено на обнаружение нормативноправовой основы для вынесения судом решения, касающегося выплаты компенсаций пострадавшим домовладельцам . Первый тип исследования снабжает информацией местные власти для принятия ими компетентного решения в сфере социальной политики, второе идет дальше текущих вопросов, поскольку выплата компенсаций включает вопрос о перераспределении доходов, который не правомочны решать местные власти. Вопрос о справедливости перераспределения доходов должен быть решен прежде теоретически, а затем уже вынесен на суд практики, поскольку до начала исследования вовсе не были известны исходные принципы справедливого перераспределения.

Итак, социологические исследования - это тин внутпридисциплинарных исследований. Социальные исследования - это тип междисциплинарных исследований.

Эмпирическое исследование в социологии предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.

Внутридисциплинарные эмпирические исследования в социологии подразделяются не на типы, а на виды.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования в социологии (рис. 7.2).

  • См.: Чередниченко Г. Л. Образовательные и профессиональные траектории рабочеймолодежи // Социс. 2011. N° 9. С. 101 - 110.
  • См.: Рывкина Р. Б. Парадоксы российской социологии // Социологический журнал.1997. № 4. С. 205-206.
  • См.: Rossi Р. II. The Presidential Address: Challenge and Opportunities of Applied SocialResearch // Amer. Sociol. Rev. 1980. Vol. 45. No. 6. P. 890.