Уход за лицом

На каких современных танках установлены автомат заряжания. Автомат заряжания - надежность. Показатель важный, но не главный

На каких современных танках установлены автомат заряжания. Автомат заряжания - надежность. Показатель важный, но не главный

Учебные вопросы:

1. Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине.

2. Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ.

3. Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы автомата заряжания.

4. Меры безопасности при работе с АЗ.

5. Техническое обслуживание автомата заряжания танка.

Учебный вопрос №1: «Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине».

Автомат заряжания (АЗ) - электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.

Характеристика:

Тип................................................... электромеханический с постоянным углом заряжания;

Ёмкость транспортёра........................................................................................... 22 выстрела;

Скорость вращения транспортёра..................................................................... до 70 град/сек;

Продолжительность заряжания одного выстрела...................................................... до 8 сек.;

Продолжительность заряжания в ручную.................................................... 1 - 2 выстр./мин.;

Досылка выстрелов.................................................................................................. раздельная;

АЗ включает основные узлы:

1. Вращающийся транспортёр (ВТ);

2. Механизм подъёма кассет (МПК);

3. Механизм удаления поддона (МУП);

4. Досылатель (Д);

5. Электромашинный стопор пушки (СП);

6. Запоминающее устройство (ЗУ);

7. Пульт управления (ПУ);

8. Пульт загрузки (ПЗ);

9. Индикатор количества выстрелов;

10. Электромонтажный комплект;

Учебный вопрос №2: «Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ».

(1). Вращающийся транспортёр - служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на днище корпуса.

1- каркас;

2- электромеханический привод;

3- настил;

4- механизм закрывания окна выдачи со створками;

5- кассеты;

6- рукоятка ручного привода к стопору;

7- ручной привод;

▪ Каркас служит для размещения 22 кассет.

▪ Электромеханический привод служит для вращения ВТ, он размещён на настиле транспортёра.

▪ Настил закрывает транспортёр и служит полом боевого отделения.

▪ Механизм закрывания окна выдачи кассет предназначен для предохранения транспортёра от попадания в него посторонних предметов. Он размещён над транспортёром и состоит из створок с пружинами.

▪ Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб. Заряд размещается в верхней трубе. Снаряд размещается в нижней трубе.


▪ Ручной стопор ВТ предназначен для стопорения транспортёра относительно башни при повороте его на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи.

▪ Ручной привод ВТ предназначен для проворачивания транспортёра вручную.

Для работы ручным приводом ВТ необходимо:

Расстопорить ВТ, повернув вверх рукоятку ручного привода стопора (правая).

Повернуть транспортёр рукоаткой ручного привода (левая), совершая ею движения вверх-вниз.

При повороте ВТ до требуемого положения отпустить рукоятку привода стопора и довернуть ВТ рукояткой ручного привода до его застопоривания.

(2). Механизм подъёма кассет - служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. МПК крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни.

Ручной привод МПК размещён на правой стороне кронштейна МПК (ком. танка).

(3). Механизм удаления поддона (МУП) - предназначен для улавливания зкстрактированного поддона и удаления его из танка.

(4). Досылатель - предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни.

(5). Электромашинный стопор пушки (СП) - предназначен для надёжного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

(6). Запоминающее устройство (ЗУ) - обеспечивает:

Информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортёра;

Электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);

Отметку типа выстрела при загрузке;

Отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке;

Он установлен на редукторе привода ВТ слева от командира танка.

Учебный вопрос №3: «Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы АЗ».

(1). Пульт управления (ПУ) - предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещён на лицевой панели прицела-дальномера.

На пульте размещены:

● переключатель (1) типов выстрелов и режима загрузки;

● сигнальная лампа (2) «РУЧ.» с зелёным светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

● сигнальная лампа (3) «ПОДДОН» с красным светофильтром, оповещающая о наличии поддона в улавливателе;

● выключатель (4) «АВТ. - РУЧ.» для включения АЗ в заданном режиме;

● пробка (5) регулировочного потенциометра индикатора количества выстрелов;

(2). Пульт загрузки (ПЗ) - предназначен для управления АЗ в режимах загрузки - разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне.

На пульте размещены:

◘ кнопка (1) «РАЗГРУЖЕНО» - для ввода информации в (ЗУ) о разгруженной кассете;

◘ выключатель (10) «АВТ. - РУЧ. РАЗГР.» - для включения режимов автоматической работы АЗ, загрузки - разгрузки и блокировки стабилизатора;

◘ сигнальная лампа (3) с зелённым светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

◘ кнопка (4) «СТОПОР» - для для снятия пушки с электромашинного стопора;

◘ переключатель (6) «ПОДДОН АВТ. - РУЧ.» - для включения режимов автоматического или ручного удаления поддона;

◘ переключатель (5) «РАМКА ВЫБРОС - ИСХОД» - для выброса поддона и опускания рамки в режиме ручного заряжания;

◘ переключатель (8) «ДОС. В - Н» - для включения электродвигателя досылателя вперёд и назад;

◘ сигнальная лампа (9) «СТОП ВТ» , сигнализирующая о подходе кассеты с заданным типом выстрела к окну выдачи кассет при ручном заряжании;

◘ сигнальная лампа (2) «ГОТОВ АЗ», оповещающая о готовности автомата заряжания к работе;

(3). Индикатор количества выстрелов - предназначен для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортёр, а также количества пустых кассет в ВТ.

Количество выстрелов определяется установкой в соответствующее положение переключателя типов выстрелов на ПУ, а пустых кассет - в положение «ЗАГР.».

Порядок подготовки АЗ к работе:

Перед началом работы с АЗ в любом режиме, в том числе и при прверке его работы, необходимо выполнить следующие операции:

Автоматы защиты сети (АЗР) - включены;

= «АЗ - УПР» на правом щитке, «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке выключены;

Переключатель типов на ПУ - в положении ВЫКЛ.;

Выключатель «АВТ. - РУЧ.» на ПУ - в положении «АВТ.»;

Выключатель «АВТ. - РУЧ, РАЗГР.» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

Выключатель «ПОДДОН» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

Внешним осмотром из боевого отделения и со стороны отделения управления проверить, нет ли посторонних предметов на днище под вращающимся транспортёром, препятствующих его вращению.

Включить выключатель батарей;

Режимы работы АЗ:

1). Режим автоматического заряжания пушки;

2). Аварийный режим:

а) - ручное заряжание пушки из вращающегося транспортёра;

б) - ручное заряжание пушки из немеханизированной укладки;

Учебный вопрос №4: «Меры безопасности при работе с автоматом заряжания (АЗ)».

При работе с АЗ запрещается:

◊- включать автомат защиты сети «АЗ - УПР» на правом щитке при напряжении бортовой сети ниже 22В ;

◊- оставлять открытым клин затвора пушки после окончания работы с АЗ;

◊- оставлять включённым «АЗ - УПР» на правом щитке, при отсутствии экипажа в боевом отделении;

◊- устранять неисправности АЗ при включённых АЗР «ЭЛ. СПУСК» и «АЗ - УПР», а также при включённом стабилизаторе вооружения;

◊- переключать органы управления при работе АЗ в процессе цикла;

◊- в случае автоматического отключения АЗР «ЭЛ. СПУСК» на левом и «АЗ - УПР» на правом распределительных щитках автоматическая работа с АЗ запрещается . В случае необходимости ведения стрельбы рекомендуется перейти на режим ручного заряжания.

Учебный вопрос №5: «Техническое обслуживание АЗ».

При контрольном осмотре (КО):

Проверить положение АЗР на левом и правом распределительных щитках башни: все АЗР должны быть в положении ВКЛ., кроме «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке, «АЗР ЛЮК» и «АЗ - УПР» на правом щитке;

Проверить, нет ли постороних предметов, препятствующих вращению ВТ;

Проверить работоспособность АЗ;

При техническом обслуживании №1 (ТО №1):

Провести КО;

Осмотреть и очистить в доступных местах днище под ВТ;

При техническом обслуживании №2 (ТО №2):

Провести КО и ТО №1:

Проверить шплинтовку болтов крепления узлов АЗ;

=====================================================================

Операционные карты:

«Подготовка АЗ к работе»

Создателей танков всегда привлекала идея автоматизировать процесс заряжания танкового орудия. Это позволило бы сократить экипаж боевой машины, исключив из него заряжающего, а также увеличить скорострельность. Однако труднорешаемой задачей стала передача боеприпаса из боеукладки в корпусе танка во врашающуюся башню. Конструкторы французской фирмы Atelier de Construction d"lssy-les-Moulineaux (AMX) приняли по-галльски изящное решение. Они создали башню, составленную из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, где размещалось орудие.

По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем патрон досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни.

С 1952 г. началось серийное производство легкого танка АМХ-13, ставшего первым серийным танком с автоматом заряжания пушки. На первых вариантах машины устанавливалась качающаяся башня FL-10 с 75-мм нарезной пушкой, которую в 1966 г. заменили 90-мм орудием с дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом, при этом вес танка вырос до 15 т. На экспорт в Австрию производился АМХ-13 с башней FL-12 со 105-мм пушкой. Эта же башня с 1967 г. устанавливалась на строившиеся в Австрии танки SK-105 Kurassier. Последний вариант машины оборудован башней FL-15, разработанной в 1983 г. на основе FL-12 и оснащенной новейшей системой управления огнем.

Помимо танков, качающиеся башни устанавливались во Франции и на бронеавтомобиле E.B.R.75, разработанном фирмой Panhard и производившемся серийно в 1950-1960 гг. В отличие от танков, башня FL-11, устанавливавшаяся на Е. В. R.75, не имела кормовой ниши и автомата заряжания и была вооружена 75-мм пушкой с меньшей длиной ствола. На часть выпущенных машин впоследствии устанавливались башни FL-10 от АМХ-13.

В 1951 г. была выпущена небольшая партия тяжелых танков АМХ-50, также оснащенных башни «качающегося» типа с автоматизацией заряжания. На первых образцах ставилось 100-мм орудие. Позднее АМХ-50 был вооружен 120-мм пушкой.

Конструкция качающейся башни позволила уменьшить диаметр подбашенного погона и минимизировать высоту части башни, находившейся над орудием. В результате значительно повышалась защищенность танка при стрельбе с укрепленных позиций, когда для огня противника открыта только та часть танка, что находится на уровне ствола орудия и выше него. Однако возникла необходимость обеспечения броневой защиты сочленения частей башни, а также его герметизации для преодоления глубоких бродов либо для защиты от оружия массового поражения. Не менее серьезным недостатком со временем стала и крайняя сложность стабилизации орудия в вертикальной плоскости, обусловленная большой массой подвижной части.

В 1963 г. на советском танке Т-64 был впервые применен автомат заряжания с «карусельным» транспортером на полу боевого отделения. Такая схема была лишена недостатков, свойственных качающейся башне. Современные европейские танки оснащаются автоматами с ленточным кольцевым транспортером в кормовой нише башни.

Последствия попытки решения неразрешимой задач

К сожалению, в истории отечественной «оборонки», да и всей промышленности в целом, немало примеров весьма сомнительных достижений. Причем все они, как правило, являются предметом особой нашей гордости. В полной мере это относится и к наиболее спорному элементу в конструкции советских/российских танков — автомату заряжания. Благодаря этому интересному механизму экипаж отечественных танков уже давно соответствует песне из фильма «Трактористы».

Действительно, у нас привыкли с оттенком превосходства подчеркивать: мы-де такими автоматами свои танки оснащаем, а зарубежные производители в абсолютном большинстве — нет. Но почему? Неужели разработка данного агрегата оказалась не по зубам американским, немецким, английским, японским (далее почти до бесконечности) инженерам, и лишь русская техническая мысль смогла справиться со столь сложной проблемой? Попробуем разобраться.

Показатель важный, но не главный

Идея использования автомата заряжания родилась в Харькове в период проектирования танка Т-64, была включена в ТТЗ на эту машину, после чего унаследована танками Т-72 и Т-80. По неизвестной автору причине сие устройство на Т-64 и Т-80 именуется механизмом заряжания (МЗ), а на Т-72 — автоматом (АЗ). Наверное, чтобы вконец запутать вероятного противника. Кроме того, следует отметить, что МЗ на Т-64 и Т-80 идентичны, а АЗ на Т-72 (и на Т-90) имеет принципиально иную конструкцию. Впрочем, тема унификации, а точнее, почти полного ее отсутствия, у трех советских основных танков, одновременно серийно выпускавшихся в течение почти 15 лет, требует отдельного обстоятельного разговора. Сейчас речь не об этом.

Постараемся ответить на вопрос: для чего понадобился Т-64 механизм заряжания? Официальная версия такова: за счет отказа от заряжающего удалось сократить забронированный объем, уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты. Кроме того, обычно упоминается повышение скорострельности и облегчение работы членов экипажа. Что же из перечисленного главное? Совершенно очевидно, что первые три фактора. Ведь в Харькове пытались решить неразрешимую задачу: создать танк с наименьшими габаритами и массой, но с наиболее мощными вооружением и бронезащитой. Так что именно ради этого был внедрен автомат, простите, механизм заряжания.

Плюсы и минусы автоматического заряжания

Плюсы за счет отказа от заряжающего:
— удалось сократить забронированный объем;
— уменьшить габариты машины;
— а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты;
— увеличить скорострельность;
— облегчает подготовку к выстрелу.

Минусы:
— автомат имеет конечную емкость, и почти всегда она меньше общего числа выстрелов, которые могут быть загружены в танк;
— сравнительно небольшой боекомплект;
— невозможность использования боеприпасов большей длины;
— сложность пополнения автомата заряжания боеприпасами при использовании всех выстрелов в АЗ;
— при выходе из строя АЗ скорострельность танка уменьшается до 1-2 выстрелов в минуты, или танк вообще теряет возможность стрелять;
— низкая защищенность АЗ или остальных выстрелов.

Ручное заряжание

Плюсы:
— все выстрелы находятся в бронированной боевой укладке, отделенной от экипажа;
— отсутствие ограничений по использованию удлиненных выстрелов;
— наличие лишнего члена экипажа облегчает и сокращает время на загрузку боеприпасов и технического обслуживания техники.

Минусы:
— низкая по сравнению с АЗ скорострельность, уменьшающая по ходу усталости заряжающего;
большие размеры башни и в результате вес танка;
— травмоопасность при заряжании в движении по пересеченной местности.

А действительно ли это так?

По оценкам экспертов, подтвержденным соответствующими испытаниями, скорострельность при ручном заряжании первых 10-12 унитарных боеприпасов практически такая же, как и осуществляемая с помощью АЗ, даже чуть выше. Она составляет восемь-десять выстрелов в минуту, колеблясь в зависимости от ловкости и тренированности заряжающего. Затем показатель начинает плавно снижаться: сказывается утомляемость заряжающего.

Стандартная скорострельность танков при ручном заряжании — 6-7 выстрелов в минуту. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность примерно 4-8 выстрелов в минуту. Как видим, разница не очень большая и, как видно из роликов, зависит от подготовки заряжающего.

Работа заряжающего танка «Абрамс»

Работа заряжающего танка «Леопард-2»

Работа заряжающего танка «Челенджер-2»

Работа заряжающего танка «Меркава Mk4»

Основной минус — заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки. Если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную, и особенно в процессе движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности.

Но, как видим из этого ролика, заряжающему вполне хватает времени на восстановление сил, и не так уж и сильно его мотает по боевому отделению.

А вот так работают автоматы заряжания на различных танках.

Работа автомата заряжания Т-72/90

Работа автомата заряжания Т-64/80

Работа автомата заряжания танка «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Тип-90 (Япония)

Мое мнение. Иностранные конструкторы, столкнувшись с сложностями в создании и эксплуатации механизмов заряжания, решили оставить заряжающего как члена экипажа.

Причины:
1. Из вышеприведенного — такая система, естественно, надежнее. При проблемах с электросетью и гидравликой у автоматов она в противовес им в таких условиях обеспечивает большую надежность и скорострельность.
2. Нет нагрузки на командира танка и наводчика — они занимаются только непосредственными обязанностями, не отвлекаясь, т. е. ведут бой.
3. Больший боекомплект.
4. Заряжающий имеет и другие обязанности, в первую очередь по техобслуживанию.

И потом, сейчас упор делается на применение управляемого оружия, а не на повышение скорострельности.

Труднодоступный и опасный боезапас

Стоит, наверное, задаться еще одним вопросом: что произойдет, если Т-72 израсходует все боеприпасы из автомата заряжания? Несмотря на то, что современный бой динамичен и скоротечен, предположить такое можно. В 1973 году, например, на Синае и Голанах танковые дуэли длились довольно долго. Не станем гадать, сколько времени может уйти на 22 выстрела (количество боеприпасов в АЗ «семьдесят второго»), попытаемся представить, что будет потом. Достаточно взглянуть на схему размещения боекомплекта в танке Т-72, чтобы увидеть:

Боекомплект танка Т-72 составляет 45 выстрелов раздельного заряжания. 22 выстрела находятся в автомате заряжания, а 23 снарядов и заряды растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими.

Схема размещение боекомплекта в Т-72

Но главное — заряжать-то кто будет? Заряжающего ведь нет! Зато имеется инструкция по эксплуатации, которая предписывает заниматься этим командиру и наводчику попеременно. Есть даже специальная таблица размещения снарядов и зарядов, а также последовательности заряжания орудия вручную, например, первыми тремя выстрелами.

Таблица заряжания первых трех выстрелов в Т-72

И так для 23 боеприпасов. С той лишь разницей, что начиная с пятого в графе «Положение башни» приводится угол по шкале азимутального указателя, на который нужно ее повернуть, чтобы добраться до снаряда и заряда. Так и хочется спросить: танкисты (наводчик и командир) все это должны помнить?

Справедливости ради надо сказать, что в этом отношении не отличаются в лучшую сторону от «семьдесят второго» и Т-64 с Т-80. Так, например:

Боекомплект танка Т-64 составляет 37 выстрелов раздельного заряжания. 28 выстрелов находятся в автомате заряжания, а 9 снарядов и заряды растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими.

Укладка выстрелов в отделении управления

Еще семь размещены в отделении управления, а два снаряда и заряда — на полу кабины. В бою экипаж может рассчитывать только на боеприпасы в кабине, так как ни наводчик, ни командир попасть в отделение управления не смогут. Хотя в соответствующей инструкции по эксплуатации сообщается, что вне механизма заряжания могут находиться только выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. От этого, однако, легче не становится.

Схема размещение боекомплекта в Т-64

Совершенно очевидно, что после расстрела боеприпасов из автомата заряжания или выхода его из строя по каким-либо причинам Т-72 практически теряет боеспособность. Любопытно отметить, что в инструкции по эксплуатации Т-64А глава о заряжании пушки руками командира и наводчика вообще отсутствует (хотя ручное заряжание в Т-64 происходит немного быстрее и проще, чем в Т-72), то есть экипаж как бы заранее готовят к тому, что ему придется рассчитывать только на 28 выстрелов в МЗ. И в том, и в другом танке, правда, предусмотрена подача выстрелов на линию досылания вручную, но это при условии выхода из строя только силового привода. В случае же заклинивания вращающегося транспортера до снарядов и зарядов в нем просто не добраться.

А что же творится у вероятного противника?

Надо отметить, что впервые автоматом заряжания оснастили французский легкий танк АМХ13 в 1951 году. Так что это не наше изобретение. В дальнейшем на Западе было разработано несколько конструкций АЗ различного типа, в том числе и карусельного. Но ни один из них на серийных танках не использовался: сокращением забронированного объема там никто не занимался.

Боекомплект танка «Абрамс» составляет 40 унитарных выстрелов, при этом 34 снаряда расположены в нише башни. Заряжающий сидит боком к орудию (лицом к казеннику) слева от него и досылает выстрелы правой рукой, а не левой, как в советских танках с ручным заряжанием.

Схема размещения боекомплекта танка «Абрамс»

Основная часть боекомплекта к пушке размещена в изолированном отсеке кормовой части башни, оборудованной вышибными панелями. Остальные снаряды хранятся в изолированном отсеке в корпусе танка.

Боекомплект танка «Леопард-2» составляет 42 унитарных выстрела, но в башне находится всего 15 унитаров, и по этому показателю он уступает «Абрамсу» и Т-72.

Схема размещение боекомплекта танка «Леопард-2»

15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни

Дополнительная боеукладка (27 выстрелов) размещена в корпусе, слева от механика-водителя

Боекомплект танка «Challenger II» составляет 52 выстрела с раздельным заряжанием, причем снаряды расположены в кормовой нише башни, а заряды располагаются ниже погона башни в бронированных контейнерах. Вышеназванные бронированные контейнеры имеют "рубашки" со специальной жидкостью.

Схема размещения боекомплекта танка «Challenger II»

Выстрелы, размещенные в башне

По советскому пути пошли только французские специалисты, установив АЗ на «Леклерке». Причину такого решения понять легко: они тоже стремились к уменьшению забронированного объема, только в пределах других габаритов и массы. Однако конструкция автомата «Леклерка» принципиально иная, и с точки зрения компоновки и удобства пользования она гораздо лучше нашей.

Схема размещения боекомплекта танка «Леклерк»

Боекомплект танка «Леклерк» составляет 40 унитарных выстрелов, из которых 22 находятся в автомате заряжания, снаряды размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта орудие устанавливается на угол заряжания — 1,8°, конвейер подает к окну ячейку с соответствующим выстрелом. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту. Эффективная скорострельность — 10-12 выстрелов в минуту (у Т-72 — восемь) как с места, так и в движении, и ещё 18 находятся в барабанной боеукладке в отделении управления, и могут быть перемещены наводчиком в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём.

Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки — вращающегося барабана на 18 выстрелов, смонтированного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, поскольку автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.

Отсек пушки и АЗ отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и живучесть. Помимо удобства пополнения автомата как снаружи, так и изнутри французский агрегат обладает еще одним преимуществом перед советским аналогом — он приспособлен под любые типы боеприпасов, в то время как отечественные МЗ и АЗ не позволяют разместить в них современные выстрелы с удлиненными подкалиберными снарядами.

Полная противоположность советскому и французскому решению — израильский танк «Меркава Mk4».

Боекомплект танка «Меркава Mk4» составляет 46 унитарных выстрелов, из которых 10 находятся в барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, а остальные 36 снарядов размещены в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса.

Вместе с тем в экипаже машины остался заряжающий, который, исходя из обстановки определяет, как заряжать пушку: вручную или с помощью автомата.

Схема размещения боекомплекта танка «Меркава Mk4»

Огнеупорные контейнеры в кормовой части корпуса

Что тут сказать? Налицо совсем иной подход: АЗ вместе с заряжающим, а не вместо него. Тут действительно решалась задача облегчения труда членов экипажа и повышения скорострельности.

Таким образом, ни американский, ни немецкий, ни израильский танки не теряют боеспособности вплоть до полного расстрела боекомплекта, на загрузку которого в эти машины по сравнению с Т-72 уходит гораздо меньше времени.

Сам собою напрашивается вопрос: а нужна ли вообще немеханизированная укладка? Помимо бесполезности ее для стрельбы, она несет явную угрозу жизни экипажа. Весь мир обошли фотографии Т-72 с башнями, сорванными взрывом боекомплекта, из Ирака, Югославии, Чечни, Сирии. У некоторых экспертов этот факт вызывал недоумение: ведь выстрелы в автомате заряжания этого танка находятся ниже уровня опорных катков. В автомате — да, а вот в немеханизированной укладке — нет. Судя по всему, последние и являются катализатором процесса детонации боезапаса.

Так нужен или нет современному танку автомат заряжания? Как видим, тенденции развития мирового танкостроения не дают окончательного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в том виде, в каком он существует на отечественных танках, АЗ (МЗ) точно не нужен.

Цитата (Barbos73 @ 2.02.2017 - 11:04)
Ну,во первых,нет у пушки Д-81ТМ никакого унитарного снаряда (боеприпас стрелкового оружия и артиллерийских орудий, которым оружие заряжается в один приём) Во всех наших танках Т-64,т-72,т-90,Армата,заряжание раздельное.Снаряд-заряд.НезачОт,бывший командир Т-72.
Внимательно читай! Попробуй зарядить!!! В том то и дело что заряжание раздельное!!! И есть различие КТ (командир танка) и КБ (командир батальона)
При любой неисправности АЗ или МЗ можно зарядить орудие из механизированной БУ в ручную при помощи всяких рычагов и т.д.

Во во, я как раз хотел тут сказать, что они все ополоумели)))

Сверху заряды, снизу снаряды. Я сам то не танкист, я передачи смотрел.

Я так понимаю, что можно использовать разные заряды, под разные снаряды, вплоть до управляемых ракет и так далее, если я не путаю и если мне телевизор не наврал)

И подача с автомата заряжания может быть определена вручную(вножную, электронно) - когда какой заряд снаряд требуется.

В отличии опять же от других механизмов, где заряды -последовательные.

"""""""""""""""Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты. """""""""""""""""""

Для защиты танков и экипажа используются "пассивная защита" - типа накладки, композиты, взрывяцейки и так далее.

И самое важное....

""""""""""""""В состав комплексов и систем активной защиты (соответственно КАЗ и САЗ) входят датчики целей, защитные боеприпасы и электронная аппаратура автоматического управления. Основным отличием служит тип защитных боеприпасов. Ниже приведены описания характерных представителей комплексов/систем активной защиты.
Один из первых КАЗ «Дождь» был разработан в ленинградском ВНИИТМ в 1970-х годах. Он состоял из отдельных модулей, каждый из которых включал две трубчатых направляющих, выдвижные заряды с готовыми поражающими элементами, радиолокационный датчик цели, расположенный между ними, электронная аппаратура и механизм выдвижения зарядов. По одному модулю располагалось в носу и корме танка, по два модуля – по бокам танка. В боевой обстановке один из защитных боеприпасов каждого модуля постоянно находится в выдвинутом положении. Радиолокационный датчик цели срабатывал на рубеже 2,2 метра от периметра корпуса танка. После этого в течение 0,001 секунды осуществлялся подрыв выдвинутого заряда, ближайшего к траектории полета цели. Радиально разлетающиеся осколки могли отклонить и/или уничтожить поражающий элемент, подлетающий на скорости до 1200 м/с.
""""""""""""""22

Тут недавно на япе был где то обзор, про аналоги на иностранцах - их кароче нет.

А если армата хотябы на половину соотвествует своим описаниям, то мы на 10 шагов впереди "абрамса" и негра в его недрах. .

На рисунке т 90 - сверху заряды, снизу снаряды

Также применяется в артиллерийских установках на кораблях и в крепостных и зенитных орудиях . Использование автомата заряжания облегчает работу расчёта орудия и позволяет сократить численность экипажа; часто также приводит к увеличению скорострельности.

Устройство

В состав автомата заряжания обычно входят:

  • боеукладка для механизированной подачи боеприпасов к досылателю;
  • досылатель;
  • система удаления стреляных гильз;
  • система управления.

В качестве боеукладки используются три механизма :

История

В серийных танках впервые автоматизация заряжания была применена во французском AMX-13 , производившемся в 1950-е годы, а затем в австрийском Steyr SK 105 , выпускавшемся с 1971 года. Однако, автоматы заряжания на этих танках были барабанного типа и состояли из двух барабанов, содержавших лишь по 6 выстрелов каждый, перезарядка барабанов требовала выхода из боя. Кроме того, специфика «качающейся башни» , применённой на этих танках, резко упрощала конструкцию автомата (так как орудие оставалось неподвижным по отношению к автомату).

Потому исследователи считают, что полноценные танковые автоматы заряжания впервые были внедрены советскими конструкторами в 1972 году (Т-64) , другие страны вскоре после этого использовали автоматы заряжания в своих серийных танках (например, французский Леклерк , японский Тип 90) или экспериментальных образцах (американский MBT-70) .

В начале XXI века автоматом заряжания был оснащён и южнокорейский .

Принцип действия

Сравнительная скорострельность при использовании танкиста-заряжающего и автомата заряжания является предметом споров , так как практическая скорострельность зависит от условий стрельбы:

Сокращение экипажа

Решение о переходе на экипаж из трёх человек в СССР было принято в 1958 году . По состоянию на начало XXI века, позиции американских и российских конструкторов продолжали различаться, российские танкостроители предпочитали автомат заряжания и связанный с ним меньший вес танка, а американские - больший экипаж с его преимуществами более высокой начальной скорострельности и меньшей нагрузки на каждого танкиста .

Существенное уменьшение веса привлекало внимание конструкторов американских лёгких танков (так, на десантном М8 автомат заряжания с боекомплектом из 21 снаряда занимал столько же места, сколько заряжающий с лишь 9 снарядами и с учётом брони, необходимой для защиты дополнительного объёма весил на 750 килограммов меньше) .

Связь с калибром орудия

В бронетехнике считается, что вес унитарного патрона калибра около 120 мм находится на пределе возможностей человека-заряжающего ; для перспективного калибра 140 мм с весом унитарного патрона около 46 кг применение автомата заряжания или переход на раздельное заряжание станут неизбежными .

См. также

Напишите отзыв о статье "Автомат заряжания"

Примечания

Литература

  • . // Энциклопедия РВСН .
  • Asher H. Sharoni, Lawrence D. Bacon. . // Armor, March-April (1995): 17. (англ.)
  • Владимир Одинцов. . НВО , 04.04.2014.

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Автомат заряжания

– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.