Уход за лицом: сухая кожа

Сравнение ударных вертолетов россии и сша. Почему "ночной охотник" проиграл "длинному луку" Сравнение вооружения апач и ми 28

Сравнение ударных вертолетов россии и сша. Почему

Недавно в «Независимом военном обозрении» была опубликована статья Михаила Растопшина «Боевые возможности вертолета Ми-28Н преувеличены».

Формат статьи построен таким образом, что автор вроде бы проводит сопоставительный анализ боевых возможностей вертолетов Ми-28Н и АН-64 с констатацией на основе этого сопоставления серьезного отставания отечественного вертолета от его американского аналога. Любой такого рода анализ должен строиться на основании сопоставления рассматриваемых систем по определенным критериям, охватывающим их летные, боевые и эксплуатационные возможности. Однако ничего подобного в статье на самом деле нет.

С одной стороны, говоря о Ми-28Н, дается какой-то выборочный перечень данных, отражающих, по мнению автора, недостатки вертолета, при полном умолчании его даже очевидных достоинств. К этому для убедительности добавляется набор каких-то цифр, в целом не имеющих прямого отношения к рассматриваемому вопросу, но призванные создать у неспециалистов иллюзию обоснованности последующих выводов. И готово. Создан «неперспективный авиационный комплекс».

С другой стороны — достоинства и только достоинства вертолета АН-64 без какой-либо даже попытки провести сопоставление систем по одним и тем же критериям.

Проиллюстрируем сказанное на отдельных примерах.

В разделе «Что может Ми-28Н » сказано: «…время выполнения боевой задачи всегда будет превышать время реакции войсковой ПВО, что будет приводить к поражению Ми-28Н ».

По этому же поводу в разделе «Секрет выживаемости AН-64D »: «…боевому использованию „Апачей“ всегда предшествовал разгром иракской и югославской ПВО».

Не вдаваясь в полемику о степени корректности, особенно первого утверждения, можно констатировать достаточно своеобразный подход господина Растопшина к принципам сравнения двух систем. В одном случае (Ми-28Н) — работа в условиях насыщенной системы ПВО, а в другом (АН-64) — этой системы как бы и не будет.

На самом деле если бы автор стремился к какой-то объективной оценке, то в плане «живучести» вертолетов в условиях противодействия средствам ПВО он должен был бы сопоставить обе системы по таким критериям, как летные характеристики, уровень уязвимости конструкций, заметность вертолетов в разных спектральных диапазонах работы средств обнаружения и наведения ЗУР, ожидаемое время нахождения вертолета в зоне действия ПВО.

Что тогда получилось бы? По летным характеристикам Ми-28 превосходит АН-64 . По характеристикам собственного излучения в различных диапазонах длин волн, включая уровень ИК-излучения, вертолеты практически равноценны.

По характеристикам уязвимости. Здесь, с учетом содержания статьи, остановимся чуть подробнее. В разделе «Что может Ми-28Н » господин Растопшин приводит целый набор цифр, характеризующих какие преграды, под какими углами и какими пулями пробиваются. Там же мимоходом добавляет: «…в чеченской кампании вертолеты Ми-24 получали различные повреждения от обстрелов из стрелкового оружия…» Какое отношение к рассматриваемому вопросу имеет Ми-24 с существенно отличной от Ми-28 конструкцией в части уровня ее защищенности, не очень понятно. Но это для автора и не важно. Главное, нужно подвести читателя к мысли о том, что вертолет Ми-28 не защищен и сбить его можно чуть ли не из рогатки. При этом если бы автор был последователен, то ему следовало бы добавить, что в рамках иракской кампании были случаи, когда вертолет АН-64 не просто получал повреждения, а сбивался из стрелкового оружия.

Но суть заключается, конечно, не в том, что, как и чем пробивается, а в процедуре создания такой конструкции вертолета, которая бы обеспечила сбалансированный учет всего комплекса требований, предъявляемых к системе, включая, в том числе максимально возможный уровень защищенности наиболее важных узлов и агрегатов вертолета. И эта задача для Ми-28 решена на существенно более высоком уровне, чем у его предшественников. То же самое, кстати, можно сказать и о АН-64 . В целом же оба эти вертолета по уровню своей защищенности в рассматриваемом здесь смысле примерно равноценны.

И, наконец, о времени нахождения в зоне действия ПВО. Действительно, принцип наведения ракет «Атака» требует прямой видимости цели в течение всего времени наведения. Но для ракеты AGM-114A , которые пока еще никто не снимал с вооружения вертолета АН-64 , также требуется прямая видимость цели в процессе наведения последней. А так как она в отличие от сверхзвуковой ракеты «Атака» имеет дозвуковую скорость полета (как, кстати, и AGM-114L), то и время ее наведения на цель выше, чем у «Атаки». Так что, сравнивая эти ракеты по данному показателю, можно сказать: «Атака» имеет преимущество перед AGM-114A .

Но если мы уже коснулись управляемого вооружения вертолетов, то следует остановиться на этом вопросе более подробно.

Посмотрим на него не с точки зрения произвольно выбранного и весьма ограниченного перечня частных критериев, как это делает автор статьи, а с рассмотрения общих задач, которые должны решаться этими системами, с оценкой степени реализуемости каждой из них. Перечень указанных задач включает в себя:

  • поражение танков и легкобронированной техники;
  • поражение отдельных огневых точек (например, дотов);
  • поражение различного рода фортификационных сооружений;
  • поражение живой силы на открытой местности и в укрытиях;
  • поражение самолетов и вертолетов.

То есть требования к современным системам управляемого вооружения вертолета предполагают универсальность решения широкого круга задач поражения существенно различных по своим физическим признакам типов целей.

ПТРК «Атака» за счет применяемого в комплексе принципа наведения ракеты, инвариантного к физическим признакам цели, а также за счет имеющегося набора различных типов БЧ в полной мере обеспечивает возможность решения всех перечисленных выше задач при определенных ограничениях по скорости поражаемых воздушных целей.

А вот ракета AGM-114L позволяет вести борьбу только с радиоконтрастными целями (танки, легкобронированная техника), не обеспечивая возможность поражения фортификационных сооружений, огневых точек, живой силы противника. Это, безусловно, недостаток данной ракеты, о котором автор предпочитает почему-то не говорить.

И еще один момент, касающийся данной ракеты. Хорошо известно, что при применении танками штатных средств защиты в виде маскировочных сетей типа «Барракуда» резко падает дальность захвата цели радиолокационной ГСН и, как результат, эффективность применения комплекса. Другими словами, возможны ситуации, когда даже по радиоконтрастным целям применение данной ракеты становится проблематичным.
Что касается ракеты AGM-114A , то она обладает другим недостатком, который заключается в необходимости облучения атакуемой цели лучом лазера. Факт такого облучения, например по танку, фиксируется соответствующими датчиками с немедленной постановкой дымовых или аэрозольных помех. В этих условиях наведение ракеты AGM-114A на цель не обеспечивается.

Немаловажным фактором при оценке альтернативных вариантов систем вооружения является также результат их сопоставления по критерию «эффективность-стоимость» . Известно, что стоимость ракеты «Атака» примерно в два раза ниже, чем стоимость ракеты AGM-114A , а по отношению к ракете AGM-114L эта ценовая разница еще выше. Как следствие, с учетом рассмотрения всей совокупности указанных выше задач ракета «Атака» по критерию «эффективность-стоимость» превосходит как ракету AGM-114A , так и ракету AGM-I14L .

Сказанным выше мы ни в коем случае не пытаемся утверждать, что ракеты AGM-114A и AGM-114L малоэффективны. Все вышеизложенное лишь иллюстрация того, что и по управляемому вооружению вертолетов все не так просто и однозначно, как это пытается представить господин Растопшин.

Много места автор уделяет описанию достоинств БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу», что соответствует действительности, но почему-то ни слова не говорит о том, что аналогичное БРЭО с бортовой РЛС вертолета Ми-28Н решает те же задачи с обнаружением цели на дальностях не менее обеспечиваемых БРЭО вертолета «Апач». Странная забывчивость.

Мимоходом автор упоминает о введении в состав системы вооружения вертолета Ми-28Н комплекса «Игла». Но почему-то ничего не говорит, что при этом вертолет приобретает новое качество с возможностью заметного расширения круга решаемых задач. К слову сказать, для сведения автора, в состав вооружения вертолета входит не «Игла», а «Игла-С» , поставленная на вооружение Российской армии в 2003 году и имеющая существенно более высокие по сравнению с «Иглой» характеристики эффективности. И уровень снижения последней в условиях помех составляет не два раза, как указано в статье, а не более чем 15-20%.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что оценка любой системы должна осуществляться на основе комплексного рассмотрения всех факторов, влияющих на эффективность ее применения. Не допустим подход, когда выдергиваются какие-то отдельные показатели с попыткой на основе их рассмотрения формулировать те или иные глобальные выводы.

Ми-28НЭ в упорной борьбе все же уступил американскому конкуренту. Фото Алекса Белтюкова

Мы привыкли считать, что наши вертолеты - одни из лучших в мире, а некоторым из них и вовсе нет равных. Однако, как мы знаем, в результате проводившегося длительное время тендера Министерство обороны Индии в конечном итоге приняло решение закупить американские вертолеты АН-64D «Апач Лонгбоу» («Longbow» в переводе с английского – «Длинный лук»), а не российские Ми-28НЭ «Ночной охотник». Неужели «Апачи» превосходят наши «Ми»? Попробуем в этом разобраться.

Известно, что радиоэлектронная аппаратура стала важнейшей частью вертолетного вооружения. От нее значительно зависит эффективность ведения разведки и управления оружием. Начало создания вертолета Ми-28НЭ было ответом Советского Союза на появление американского вертолета «Апач». Следует напомнить, что завершение работ по Ми-28НЭ пришлось на период российских реформ, когда отставание нашей страны от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обуславливает увеличение массы, габаритов аппаратуры и недостаточную ее эффективность и надежность.

Рассмотрим, какие боевые характеристики вертолетов «Апач» заставили Минобороны Индии их закупить.

ЭКСПОРТНОЕ ДОСТОИНСТВО АН-64D «АПАЧ ЛОНГБОУ»

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета «Апач» и головки самонаведения (ГСН) различных модификаций ракеты «Хеллфайр» разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. Противотанковая управляемая ракета (ПТУР) «Хеллфайр» постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК для «Апача» ставилась задача значительно сократить время нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск дальнобойных ракет по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу» заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО американского вертолета, обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть «Апача» на поле боя.

Бортовое радиоэлектронное оборудование «Апач Лонгбоу» обеспечивает: автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы; идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные); сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели; передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная боевая часть (БЧ) ракеты «Хеллфайр» благодаря несовершенству конструкции динамической защиты (ДЗ) российских танков (длина элемента ДЗ – 250 мм) имеет вероятность ее преодоления 0,8–0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.

Высокий уровень развития электроники позволяет МО США с 2016 года перейти к принятию на вооружение единой универсальной ПТУР JАGM четвертого поколения для установки на различные носители сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Новая ракета, установленная на «Апач», будет иметь дальность стрельбы 16 км, что значительно повысит эффективность поражения танков противника (дальность стрельбы ПТУР с самолетов – до 28 км). В результате благодаря большой дальности стрельбы ракеты JАGM вертолет не заходит в зону поражения ЗРК противника малой дальности действия.

Данная ПТУР имеет следующие основные тактико-технические характеристики: бронепробиваемость – 1200 мм, тип боевой части – кумулятивная тандемная/осколочно-фугасная, тип системы наведения – инерциальная, цифровой автопилот и многорежимная ГСН, тип двигательной установки – РДТТ, стартовая масса ракеты – 52 кг, длина ракеты – 1,72 м, диаметр корпуса ракеты – 0,178 м.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ЖИВУЧЕСТЬ

Вертолет Ми-28НЭ предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях перечислены компоненты БРЭО этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета. Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР «Атака», которая составляет основу боекомплекта Ми-28НЭ. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28НЭ) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.

ПТУР «Атака» имеет следующие основные характеристики: масса ракеты – 42,5 кг, масса транспортно-пускового контейнера с ракетой – 48,5 кг, диаметр ракеты – 130 мм, дальность стрельбы – 6000 м, средняя скорость полета – 400 м/с, боевая часть – тандемная, стержневая, ОДС (объемно-детонирующая смесь), масса боевой части – 7,4 кг, бронепробиваемость – 800 мм, вероятность преодоления встроенной ДЗ длиной 500 мм – 0,5.

Использование ПТУР «Атака» крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28НЭ подвержен при стрельбе на дальности 4–6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3–4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28НЭ с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия эффективность–стоимость.

Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28НЭ, состоящего из различных сочетаний устаревших боеприпасов: ПТУР «Атака», зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Игла», неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и С-13, а также выстрелы к 30-мм пушке 2А42. Ракета «Атака» может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой – для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей.

Фактически ПТУР «Атака» является модернизированным вариантом ракеты комплекса второго поколения «Штурм». Но сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

Вертолетная пушка 2А42 имеет массу, в два раза превышающую массу пушки М230 вертолета «Апач», а боезапас последнего почти в три раза превосходит боезапас нашего вертолета, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если пушка М-230 специально разрабатывалась для вертолета «Апач», то установка 2А42 была «позаимствована» у БМП-2.

Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28НЭ и АН-64D свидетельствует не в нашу пользу.

Зенитный ракетный комплекс «Игла» был принят на вооружение в 1983 году. Вероятность поражения истребителя одной зенитной управляемой ракетой «Игла», оснащенной тепловой головкой самонаведения, составляет 0,4–0,6. При этом скорость истребителя не должна превышать 300 м/с. При отстреле целями тепловых помех вероятность их поражения одной ЗУР составит 0,2–0,3.

Неуправляемая авиационная ракета С-8 (максимальная дальность стрельбы – 4 км) с кумулятивно-осколочной БЧ обладает бронепробиваемостью 400 мм, которой достаточно для эффективного поражения небронированной и легкобронированной техники. Но Ми-28НЭ при использовании этого вооружения может быть сбит не только ЗРК малой дальности, но и в результате обстрела переносными зенитными ракетными комплексами («Стингер», «Мистраль»), находящимися в боевых порядках противника.

В СМИ отмечается, что Ми-28НЭ имеет высокий уровень боевой живучести, кабина экипажа которого полностью бронирована. Но так ли это на самом деле? Все, что летает, не может иметь серьезного бронирования. О каком бронировании может идти речь, когда стрелковое оружие способно выводить из строя винтокрылые машины. Так, например, 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля (индекс 7БЗ-1) пробивает броню толщиной 20 мм на дальности 1500 м. При этом бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм.

Главным недостатком Ми-28НЭ является устаревшее вооружение, неспособное поражать цели без захода в зону ЗРК малой дальности противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Заседание госкомиссии под председательством главкома ВВС Александра Зелина, на котором было принято решение о принятии на вооружение вертолета Ми-28НЭ, состоялось в последние дни 2008 года. Следует заметить, что создание этой машины продолжалось 30 лет. За год до этого события в журнале «Военная мысль» (№ 8 за 2007 год) появилась статья «Особенности военно-научных исследований по обоснованию концепций и обликов перспективных авиационных комплексов», подготовленная коллективом авторов: полковник к.т.н. А.Л. Гусев, подполковник к.т.н. А.К. Денисенко, полковник д.т.н. В.С. Платунов. В этой работе большое внимание на начальной стадии создания авиационных комплексов (АК), включая вертолеты, уделено военно-научному исследованию, связанному с обоснованием концепций, обликов и требований к перспективным и модернизируемым АК. Можно полагать, что после этой статьи не последовало указание провести по новой методике в плане модернизации Ми-28НЭ работы по обоснованию нового вооружения и БРЭО, которые действительно соответствовали бы новому ударному вертолету. Вызывает недоумение, что данная статья, являясь прорывом в методологии создания АК, оказалась неиспользованной применительно к вертолету Ми-28Н.

Вертолет Ми-28НЭ предназначался в основном для поражения американских танков. Но американцы активно усовершенствовали бронемашины, в результате чего появились модификации от М1 к М1А1, М1А2, М1А2 SEP. К настоящему времени модернизации подверглись тысячи танков. Например, вертолету Ми-28НЭ совершенно бесполезно обстреливать ракетой «Атака» танк М1А2 SEP, на котором установлен высокоэффективный комплекс активной защиты. Модернизация «Абрамсов» должна закончиться в 2020 году.

Надо полагать, что создатели Ми-28НЭ не следили за модернизацией иностранной бронетехники и не осуществляли адекватные технические мероприятия. Об этом свидетельствует тот факт, что тактико-технические задания и тактико-технические требования, выданные создателям Ми-28НЭ в 1978 году, через 30 лет нуждались в уточнении. Но этого не произошло.

Чего же добились американцы, победив в тендере, где были представлены ударные вертолеты? Они усилили индийскую армию «Апачами» для борьбы с китайскими танками. В этом просматривается политика США по сдерживанию Китая. Вслед за этим событием будет организована база вертолетов «Апач», на которой американские инструкторы смогут проводить занятия по изучению материальной части вертолетов, их пилотированию. Будут оборудованы склады хранения боеприпасов и мастерские по ремонту вертолетов.

Россия надолго уступила свое место в Индии по ударным вертолетам, что нанесло вред бренду Ми-28НЭ. Такая ситуация требует разборки и принятия соответствующих решений, чтобы не допустить кризиса в области создания отечественных ударных вертолетов.

Сравнивать современную боевую технику – занятие неблагодарное. При прочих равных, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в характеристики, сколько умелое его применение. Но мы все равно попробуем, ведь всех так интересует – кто круче, наши Ми-28Н и Ка-52 или «ихние» Apache?

Понятно, что сравнение самых современных боевых вертолетов мира – тема, породившая великое множество «священных войн» на интернет-форумах. Так что мы попробуем обобщить лишь самые главные моменты.

Видео: Ка-50

Первое, что стоит учесть – это принципиальная схема несущих винтов. Ми-28Н и АН-64 Apache построены на классической основе, с одним несущим и одним рулевым винтом. В отличие от них, Ка-52 реализован на базе крайне редкой и сложной технически соосной схемы, с двумя винтами, одновременно выполняющими функции и полета, и рулежки. Такая схема дает выигрыш в мощности, увеличивая доступный потолок полета на 100-200 м, что в условиях горной местности может оказаться крайне полезным. Да и отсутствие хвостового винта хорошо сказывается на надежности работы среди горных склонов.

Кроме того, вертолет становится более компактным в длину. Зато его профиль увеличивается в высоту, так что выигрыш оказывается довольно сомнительным. Немного улучшается контроль над полетом, что дает возможность Ка-52 делать знаменитую фигуру «Воронка» - вращаясь вокруг точки прицеливания, непрерывно поливать ее огнем. Однако все это не столь существенно, чтобы говорить о серьезных преимуществах соосной схемы над классической одновинтовой.

Гораздо более велика разница в другом. Дело в том, что основным противником вертолетов считается бронетехника, однако любой современный танк имеет средства ПВО, эффективные на расстояниях до 6 км. У вертолета в этой зоне есть считанные секунды на то, чтобы обнаружить и распознать цель и выстрелить по ней. За такое время можно разве что пальнуть из пушки, ракете требуется больше.

Эту проблему американцы решили использованием связок из 1 вертолета разведки и целеуказания вместе с несколькими ударными машинами. Легкий разведчик буквально крадется поблизости от противника, обнаружить и поразить его намного сложнее, чем остающиеся вне пределов досягаемости ПВО танка ударные АН-64 Apache. Он передает сигнал – и только после этого «Апачи» наносят удар.

На такую схему действий был рассчитан и непосредственный предшественник Ка-52, «Черная акула» Ка-50. Это позволило сделать его и легче, и маневренней, избавившись от одного члена экипажа и сделав упор на средства обмена информацией между вертолетами в группе. Однако советская (а теперь – и российская) промышленность до сих пор не может произвести подходящего для таких целей легкой разведывательной машины. Ка-50 (а вместе с ними – и потомки Ка-52) были быстро переведены на другую манеру боя, с использованием ракетного комплекса «Вихрь», способного работать с расстояния до 10 км. Однако у «Вихрь» ночью эта эффективная дистанция снижается до тех же роковых 6 км, да и лазерная система наведения ракет не слишком надежна.

Видео: Ми-28Н

Ми-28Н изначально был более простым и дешевым вариантом. Двухкабинная схема позволила разместить и пилота, и оператора-наводчика, который берет на себя все заботы о стрельбе. А установленный на этом вертолете комплекс «Атака», работающий на дистанциях до 6-8 км, использующих более надежный радиокомандный метод наведения (под ракеты с радиокомандной системой наведения Hellfire AGM-114B модернизировали и американцы свои АН-64 Apache).

Важный элемент обоих российских вертолетов – бортовая РЛС «Арбалет», которая и выполняет задачи разведки и целеуказания, на которые в американском подходе выделяется целый отдельный вертолет (Bell OH-58D Kiowa). Эта, казалось бы, незначительная деталь делает Ка-52 и Ми-28Н оружием совершенно нового уровня – всепогодным. РЛС обеспечивает обнаружение и распознавание целей, картографирование маршрута, целеуказание ракетам, поддерживает маловысотный полет. На Ми-28Н и Ка-52 РЛС установлена над втулкой винта – как и у всепогодной версии АН-64 Apache, небезызвестного Longbow.

Зато американская РЛС не способна решать задачи пилотажа и навигации, а «Арбалет» - может. Ми-28Н считается единственным в мире вертолетом, способным на такой трюк: даже ночью и при плохих метеоусловиях, перейдя в автоматический режим, лететь, огибая рельеф местности, на высоте 5 м ночью, ведя при этом поиск, опознавание и уничтожение целей, параллельно ведя целеуказание и для других участников боя. Впечатляет.

Но все-таки самое тревожащее преимущество американцев – в электронике. По некоторым данным, среди 13 тыс. электронных компонентов, которые устанавливаются на Ми-28Н, более 70% были разработаны 15 и больше лет назад. Современное бортовое радиоэлектронное оборудование «Апачей» позволяет быстрее и более эффективно работать с целями, и даже ранжировать их по степени важности, что сокращает время, которое нужно провести вертолету в пределах досягаемости вражеских средств ПВО. (Такие «умные» системы управления ракетами применяются и в России – к примеру, в противокорабельных ракетах «Гранит», о которых можно прочесть в статье «Петр Морской»). Электроника сама отличит обычную машину от зенитной установки и сама выберет нужную цель.

Ми-28Н против АН-64 Apache

В остальном же Apache весьма похожи на Ми-28Н. А скорее, наоборот, поскольку Ми-28Н создавались на базе одного из самых удачных советских вертолетов Ми-8, и с оглядкой на американских конкурентов. Оба обладают неубирающимся шасси и хвостовой опорой. Оба несут по паре двигателей, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. У обоих экипаж располагается тандемом – один чуть позади и выше другого. У Ка-52, кстати, два члена экипажа сидят бок о бок, что считается недостатком, снижая обзор и увеличивая фронтальную проекцию машины.

В сравнении с АН-64 Apache, Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато двигатели у него тоже мощнее, что дает ему даже выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. Эти вертолеты даже внешне легко спутать.

Если же сравнить пушечное вооружение, то здесь преимущество будет скорее за Ми-28Н, хотя и оно не слишком значительно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 мм. Американская пушка М230 массой 54 кг обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту, при эффективной дальности стрельбы 3 км. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается модифицированная танковая пушка 2А42, старая и проверенная. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Однако с последней проблемой справились конструкторы вертолета, добившись точности даже выше, чем у американского конкурента. Зато, решив ряд трудностей, они получили самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы – 4 км, а скорострельность – до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-мм броню с 1,5-километровой дистанции.

Кроме того, пушка 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект. Наконец, стрелок сам выбирает тип снаряда – бронебойный или осколочно-фугасный.

Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением, о котором мы уже упоминали. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 км.

Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6-7 км, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 км, ракеты тратят 15 с, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.

Но в целом все это больше напоминает игры из серии «найди десять отличий»: все три машины обладают приблизительно одинаковыми характеристиками и относятся к одному поколению. Так что однозначного вывода о том, «кто круче», сделать, видимо, невозможно. Как и говорилось в начале этой заметки, все решает умелое применение и, конечно, судьба.

Что где: как устроен Ми-28Н


Обтекатель над втулкой несущего винта скрывает бортовую РЛС «Арбалет»


Подвижная установка 30-мм пушки 2А42


Выпуск Ми-28Н наладил Ростовский вертолетный завод (ОАО «Росвертол»)

«Ночной охотник». Cкороподъемность: 13,6 м/с, статический потолок: 3500 м


Apache. Скороподъемность: 16 м/с, статический потолок, 3415 м


«Ночной охотник». Снаряженная масса: 11 т, максимальная: 12,1 т

Apache. Снаряженная масса: 8 т, максимальная: 9,5 т

После того, как Ми-28Н «Ночной охотник» был выбран в качестве основного ударного вертолета российской армии, его очень любят сравнивать с американским конкурентом, АН-64 Apache. Действительно, это две очень близкие машины. Даже внешне они похожи. И «Охотник», и Apache построены по одновинтовой схеме, несут неубирающееся шасси, по паре двигателей по бокам фюзеляжа, Х-образные рулевые винты на хвосте.

Но если начать разбираться в деталях, выплывает и масса отличий. Начнем же разглядывать Ми-28Н — а для ориентации можно поглядывать на иллюстрацию слева, где все узлы, о которых мы говорим, пронумерованы.

1. Несущий и рулевой винты

Винт диаметром 17,2 м выдерживает попадание 30-мм снарядов. В сравнении со своим предшественником Ми-28А, винт «Охотника» обладает стреловидными законцовками и более совершенным редуктором, который передает на него с двигателей большую мощность, обеспечивая более высокую скорость полета.

Считается, что 5-лопастный винт «Охотника» эффективнее 4-лопастного Apache, что особенно заметно на малых скоростях и позволяет делать вертолету фигуры высшего пилотажа, включая мертвую петлю, иммельман и бочку.

Рулевой винт расположен в хвосте. Он 4-лопастной, образован парой 2-лопастных стеклопластиковых винтов. Углы схода лопастей снижают уровень шума.

2. Силовая установка

Ми-28Н тяжелее Apache почти на 3 тонны, но более мощные двигатели компенсируют это с лихвой. Отношение мощности к взлетному весу у него оказывается лучше. Газотурбинные двигатели мощностью по 2200 л.с. обеспечивают максимальную скорость полета в 324 км/ч и крейсерскую — в 265 км/ч. Сравните: у Apache максимум — 365 км/ч, зато крейсерская — ровно те же 265 км/ч.

Топливо заливается в мягкие баки общей емкостью 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Этого достаточно для практической дальности полета в 460 км, а при установке дополнительных баков для перегона — до 1100 км.

В верхней части фюзеляжа, за несущим винтом имеется вспомогательная силовая установка (ее на картинке не видно) с отдельным двигателем для привода систем и запуска основной силовой установки. Кстати, «Охотник» способен нормально лететь и при полном отказе одного из двигателей.

3. Кабины экипажа

Экипаж — 2 человека, посадка тандемная. Системы управления вооружением установлены в кабине штурмана-оператора, полетом — в кабине летчика. За кабиной экипажа расположен технический отсек, где можно (если понадобится) разместить еще 2 человек. Немаловажно то, что у Apache площадь остекления больше. Кроме того, его стекла чуть выпуклы, что снижает появление бликов, мешающих работе с бортовыми приборами.

Кабины защищены облегченной броней с керамическими наружными плитками, их разделяет бронированная перегородка. Бронированное лобовое остекление выдерживает попадание 12,7-мм пуль, боковое — 7,62 мм.

Вообще, с бронированием у Ми-28Н дело обстоит куда лучше, чем у американского коллеги. На обоих вертолетах применен конструктивный принцип «менее важные узлы прикрывают собой более важные», но «Охотник» может похвастаться и бронированной защитой критических элементов. Борта его выдерживают попадание из 20-мм пулемета. Имеется и другая пассивная защита: постановка дымовой завесы, элементы для обнаружения и отражения лазерного луча, ИК-отражатели.

Энергопоглощающие кресла обеспечивают спасение экипажа на малой высоте, а на большой можно использовать парашюты. Если катастрофа случается на высоте более 100 м, с «Охотником» происходит нечто поразительное: вступает в действие система спасения. Отстреливаются лопасти несущего винта, крылья и двери кабин (справа у летчика, у штурмана-оператора — слева). Ремни безопасности (тоже автоматически) перерезаются, а по бокам фюзеляжа надуваются трапы, облегчающие покидание машины.

На малых же высотах все происходит с точностью до наоборот. Ремни притягиваются еще сильнее, надежно фиксируя людей в энергопоглощающих креслах «Памир-К». Вертолет падает, но системы амортизации (см. также раздел про шасси) гасит перегрузку с 50−60 g до вполне безопасных 15−17 g.

4. Трехопорное шасси

Неубирающееся шасси 11х2,3 м. Отсутствие механизмов складывания шасси позволило сэкономить на весе вертолета. Передние колеса оснащены амортизаторами, которые снижают перегрузки от удара о землю. Вместе с другими энергопоглощающими элементами конструкции они способны снизить до «физиологически приемлемого» уровня удар от падения со скоростью 12 м/с.

5. БРЛС «Арбалет»

Как сказано в одном обзоре , «Ми-28Н — современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека». Именно современная бортовая РЛС делает Ми-28Н оружием самого современного уровня, позволяя выполнять боевые задачи в любое время суток (даже при отсутствии света звезд) и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (5−15 м), автоматически огибая рельеф местности. К примеру, одинокого человека она разглядит с полукилометра.

«Арбалет» обеспечивает обнаружение, измерение координат и распознавание движущихся наземных, надводных и воздушных целей, ведет картографирование маршрута полета. Бортовая РЛС скрыта под надвтулочным обтекателем несущего винта, что дает экипажу еще одно преимущество. Для наблюдения за противником из складок местности можно даже не высовываться, достаточно высунуть из-за укрытия «макушку». БРЛС у Apache расположена точно так же, только обтекатель на вид более сплюснутый. Именно она дает второе название его последним модификациям — Longbow, «длинный лук».

6. Обзорно-прицельная система

Комбинированная стабилизированная обзорно-прицельная система с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами наблюдения. Позволяет вести наблюдение и обеспечивает наведение на цель управляемых ракет и пушки.

Компьютер, в который занесены данные о рельефе местности в районе боевых действий, автоматически формирует трехмерное изображение того участка, где в настоящий момент находится вертолет. Информация может уточняться через инерциальную и спутниковую навигационные системы, систему навигации по физическим полям Земли. Все они интегрированы с нашлемными системами целеуказания и индикации и с многофункциональными ЖК-дисплеями (по 3 в каждой кабине).

Итак, сведя воедино данные картографии, тепловизоров и радиолокации, компьютер в удобном выводит на экраны экипажа изображение текущей обстановки (на самом деле, компьютеров на «Охотнике» немало — 3 только основных, не считая вспомогательных). Параллельно с разных каналов информация подается в систему автоматического распознавания целей. Информация по целеуказанию может поступать и от внешних источников.

7. Крылья

Крыло малого удлинения (4,9 м). Разгружает несущий винт и служит для крепления вооружения, дополнительных топливных баков, другого оборудования. Для этой цели на каждом крыле имеется 4 узла подвески и по контейнеру на конце.

8. Несъемная пушка

Модифицированная 30-мм танковая пушка 2А42 на несъемной подвижной пушечной установке (НППУ) 28Н. НППУ с электрическим приводом позволяет пушке разворачиваться в горизонтальной плоскости на 110 градусов, по вертикали на 13 вверх и на 40 вниз.

Боекомплект 250 снарядов, причем они полностью унифицированы с обычной пушкой сухопутных войск. Тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) можно менять прямо во время боя.

Масса и начальная скорость снаряда выше, чем у установленной на Apache пушки M230 Chain Gun. Зато точность стрельбы оставляет желать лучшего. Установленная в носу, далеко от центра масс тяжелая пушка создает большую отдачу, снижая точность работы, особенно на больших углах поворота.

9. Подвесное вооружение

Здесь разнообразие весьма широко. Это могут быть противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), как на иллюстрации. А кроме того — масса другого «оборудования».

До 16 ПТУР системы «Атака-В». Сверхзвуковые высокоточные ПТУРы (потомки известной системы «Штурм») наводятся на цель по радио, что в некоторых случаях (например, в условиях задымленности или в тумане) существенно эффективнее лазерного наведения. Они способны поражать танки с динамической защитой.

До 8 управляемых ракет «Игла-В» класса «воздух-воздух». Эти сверхзвуковые ракеты предназначены для обороны от вертолетов и самолетов противника и работают в режиме «выстрелил — и забыл».

Той же цели служат до 4 блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР): до 128 НАР калибра 57 мм, 80 НАР калибра 80 мм, или 20 НАР калибра 122 мм. Это — идеальное средство для «добивания» противника после того, как весьма дорогие и высокоточные управляемые ракеты вывели из строя его средства ПВО. Дешевые и многочисленные НАРы заканчивают дело, расстреливая наземные сооружения, склады, ангары, живую силу и проч.

До 2 пушечных контейнеров с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л. В отличие от основной, эти пушки крепятся неподвижно, и для прицельного огня из них придется разворачивать весь вертолет.

До 2 универсальных контейнеров малогабаритного груза — к примеру, с оборудованием для постановки минных заграждений.

Бомбы по 250 и 500 кг.

Пара слов в конце

Считается, что на бумаге «Охотник» и по летным характеристикам, и по живучести, и по удобству использования, и по вооружению часто превосходит Apache. Будем надеяться, что это преимущество так и останется «теоретическим», и эти две совершенные машины убийства не схлестнутся в реальном бою.

Тем более что итог этого боя далеко не столь очевиден. Ми-28Н еще ни разу не использовался масштабно в настоящей войне, тогда как Apache участвовал и участвует во множестве небольших и довольно крупных конфликтов, которые вели и ведут США и их союзники. За это время в нем было найдено и устранено великое множество недостатков, которые учтены в самых современных модификациях этого вертолета.

За последние годы появлялось множество сравнений главных ударных вертолетов России и США Ми-28 «Ночной охотник» и AH-64 Apache соответственно, в которых различные «эксперты» зачастую отзывались плохо именно о российском вертолете. Чтобы расставить все точки над i, ТРК «Звезда» попросила сделать это сравнение военного эксперта, летчика Дмитрия Дрозденко.Когда речь идет о двух машинах со схожими задачами, сравнение начинают с характеристик: кто быстрее летает, кто дальше стреляет, у кого больше вооружения. Но на самом деле это в корне неправильно. То, что у вертолетов одни задачи, вовсе не означает, что они будут их одинаково решать. Сравнивая «Ночного охотника» с Apache, нужно помнить, что речь идет о двух разных концепциях применения винтокрылых машин на поле боя.Работа над Ми-28Н «Ночной охотник» и AH-64 Apache Longbow началась в одно и то же время, в 1970-х годах. Их задача – поддержка Сухопутных войск, уничтожение живой силы, бронетехники и укрепленных пунктов противника. Именно поэтому вертолеты построены по одновинтовой схеме с Х-образным рулевым винтом и неубирающимся шасси. Издалека неопытный человек может легко спутать эти вертолеты. Однако это две разные машины, и различия начинаются с кабины.Вертолет начинается с кабины Кабина АН-64D Apache Longbow более просторная, чем у «Ночного охотника», но обзор вперед ограничен, взгляду вниз мешают боковые спонсоны, вбок – машинально тянешься к стеклу, а обзору в заднюю полусферу мешают двигатели. И хотя площадь остекления у американского вертолета больше, у Ми-28Н обзор лучше. В целом эргономика и обзор у обеих машин одинаково хороши, но мои ощущения были разными. Потому что, если представить себя в кабине «американца» под хорошим обстрелом, то на душе становится тревожно: чувство защищенности гораздо меньше, чем в кабине Ми-28Н.В русском вертолете все по-другому. Даже видимые элементы защиты, такие как мощные двери, которые закрываются как на бронированном лимузине, и крепкое остекление, придают уверенности. А если еще знать про скрытую защиту «Ночного охотника», то к уверенности может прибавиться и чувство непобедимости. И вот почему.Тактика Apache Я часто слышал, что «лучшая система обнаружения и прицеливания позволила американцам убрать из вертолета излишек брони и добавить скорости и маневренности». Но это не так. Да и «излишек брони» американцы никуда не убирали: ее просто не было изначально, потому что их подход к вопросу бронезащиты боевых вертолетов совершенно другой.Западные конструкторы прикрывают броней лишь экипаж и особо важные элементы, а порой броня отсутствует вовсе. Кабина экипажа прикрыта с боков и снизу кевларовыми и полиакрилатовыми бронеплитами. Боковое остекление, двигатель и трансмиссия не бронированы вовсе. Живучесть вертолета предполагает возможность частичного выполнения боевой задачи при непрямом поражении калибром не более 23 миллиметров. Предполагается, что Apache благодаря своему радиоэлектронному комплексу вовсе не будет заходить в зону поражения ПВО противника, а если уж его настигнет вражеский снаряд, то его легко «впустит» и «выпустит» тонкая панель бортовой стенки. А что если за местом входа снаряда сидит пилот? Или расположен жизненно важный узел?
Стратегия «Охотника» Российская тактика предполагает, что вертолет может входить в зону действия ПВО, осуществляя атаку «с ходу», когда внешнее управление действиями экипажа сведено к минимуму, и более тесно взаимодействует с Сухопутными войсками на поле боя, оказывая им непосредственную огневую поддержку. Поэтому русские конструкторы к бронированию машины подошли по старому, проверенному временем принципу «кашу маслом не испортишь». Кстати, этот принцип оправдал себя на лучшем штурмовике Второй мировой Ил-2, знаменитом вертолете Ми-24. Применен он и на «Ночном охотнике».
Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-миллиметровых листов алюминия, на которые наклеены 16-миллиметровые бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 миллиметров, причем как спереди, так и с боков, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30-миллиметровых снарядов.«Кинжал» «американца» Состав средств поражения у обоих ударных вертолетов, в принципе, одинаков и включает в себя управляемую 30-миллиметровую пушку, противотанковые управляемые ракеты, ракеты класса «воздух – воздух», неуправляемые ракеты и всего по мелочи. Объем статьи не позволяет рассматривать все это в отдельности, поэтому остановимся на главном оружии AH-64, которое считается его основным преимуществом.Ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6000– 8000 метров (это в идеальных условиях), и способов их применения может быть два. Зависят они от типа целеуказания – автономного или внешнего. В случае автономного (с борта носителя) вертолету требуется подсвечивать цель в течение всего полета ракеты от момента запуска до попадания в цель. При этом экипаж осуществляет самостоятельный поиск, идентификацию, целеуказание и запуск ракеты.
В случае внешнего целеуказания вертолетом осуществляется только запуск, а наведение производится экипажем другого вертолета или наземным наблюдателем. Вертолет большую часть времени маскируется, используя местность, что сильно повышает его выживаемость, а массированный залп наносит существенный урон противнику. Однако этот способ требует очень четкого взаимодействия и планирования действий между «стрелком» и «наводчиком», а это в условиях современного боя не всегда возможно.Нужно понимать, что реальный бой может внести в эту стратегию серьезные коррективы. Задымленность на поле боя существенно снизит дальность пуска и точность захвата цели ракетой Hellfire. Радиоэлектронное противодействие может нарушить коммуникационные каналы, и АН-64 будет вынужден действовать в режиме автономного пуска, тем самым заходя в зону активного противодействия ПВО. Стоит отметить, что боевое применение Apache в большинстве случаев велось только после того, как вражеская ПВО была полностью подавлена.Русская атака Ми-28Н применяет сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-ВН» с радиокомандным наведением. Такие ракеты находят цель в условиях постановки помех, задымленности и пыли, которая рассеивает лазерные лучи, серьезно мешая ракетам с лазерным наведением. Дальность стрельбы «Атаки-ВН» составляет 8000 метров, модификация 9М120Д обладает дальностью действия уже до 10000 метров. Скорость изделия – 550 метров в секунду.Наводится ракета в полуавтоматическом режиме, что требует от оператора постоянно держать прицельную марку на цели. Конечно, вертолет может маневрировать в широком диапазоне курса и крена, но цель надо отслеживать постоянно, что повышает опасность поражения вертолета средствами ПВО противника. Но он может атаковать с большей дальности, чем Apache, особенно в плохих метеоусловиях.
Радиоэлектронное оборудование и вооружение Ми-28Н постоянно совершенствуются, и я не удивлюсь, что в ближайшее время на пилонах вертолета пристроится еще одна совершенная управляемая ракета. Например, с красивым названием «Хризантема». Новая модификация этой ракеты разработана для Ми-28НМ и обеспечивает двухканальное наведение на цель – по лазерному лучу и радиоканалу. Это повышает вероятность поражения цели и позволяет производить наведение одновременно по двум целям.Apache в реальном бою А теперь поговорим о том, как эти две концепции работают в реальном бою. В настоящий момент лучшие вертолеты НАТО АН-64 имеют большой боевой опыт, чего не скажешь про российский Ми-28Н. Но этот боевой опыт получен в конфликтах со странами, имеющими на вооружении устаревшую технику, и тем не менее были серьезные потери. В ходе вторжения в Ирак в 2003 году США столкнулись с устаревшей, но не подавленной системой ПВО. Результат: 30 из 33 вертолетов получили серьезные повреждения. В итоге один сбит, из вернувшихся на базу только семь оставались полетопригодными. После оккупации Ирака только по боевым причинам было потеряно 27 Apache, и это при полном и подавляющем превосходстве армии США в воздухе и на земле. Да, после подавления ПВО Ирака вертолеты AH-64D Apache Longbow начали планомерную охоту за иракскими танками Т-72. А если бы это была современная система ПВО? Получилось бы так легко охотиться?
Представим, что при атаке на порядки развернутого батальона на глубине до одного километра от линии фронта вертолет встретит ПЗРК «Верба», а на глубине от 1,5 километра – комплекс «Тунгуска-М1», оснащенный двумя 30-миллиметровыми автоматами и восемью управляемыми ракетами. Отмечу, что за счет применения двух средств ПВО этот комплекс перекрывает зону 0– 3500 метров по высоте и 200– 10000 метров по дальности, что превышает дальность пуска ракеты Hellfaire на поражение, да и бронирование АН-64 рассчитано на защиту от снарядов 23-миллиметровой ЗСУ «Шилка», а не 30-миллиметровой «Тунгуски-М1». Добавит неприятностей и комплекс «Стрела-10м3». Кстати, 15 февраля 1991 года, в ходе операции «Буря в пустыне», устаревший комплекс «Стрела-10» иракской ПВО сбил сразу два американских штурмовика А-10 Thunderbolt II.Дальше, на дистанции три-пять километров находятся ЗРК «Тор-М1», а на дистанции семь-десять километров – ЗРК «Бук-М1». В случае городских боев ПЗРК размещаются на крышах зданий, «Тунгуска-М1» и «Стрела-10М3» – на перекрестках и открытых дорогах, «Тор-М1» стоит в парках и других открытых площадях, а «Бук-М1» прикрывает город с окраин. Страшный сон для авиации противника. Слабое бронирование американского вертолета делает опасным для него даже стрелковое оружие. Так, 28 мая 2012 года в Афганистане во время патрулирования был сбит огнем из стрелкового оружия AH-64D Apache (серийный номер 05– 07012).
Современные российские танки, в отличие от американских и немецких, оборудованы комплексами активной защиты, например «Штора-1 и «Арена». В случае применения этих систем живучесть танка повышается примерно в два раза, а способность устойчивого наведения ПТУР с лазерной ГСН уменьшается примерно на 80%. Эффективность этих систем была наглядно продемонстрирована на танках Т-90 в Сирии. К слову, американский Abrams М1А2 SEP v4 с активной системой защиты начнет поступать в войска США не ранее 2021 года, а пока «лучший» танк в мире слабоват против современных противотанковых комплексов.«Охотники» над Сирией Россия в современной истории не вела войн, подобных американским, и Ми-28Н в массированных боевых действиях не участвовал. Исключением является операция российских ВКС в Сирии, где машину хорошо обкатали в сложных боевых условиях. Проявила она себя исключительно с положительной стороны, нанеся ощутимый урон живой силе и военной инфраструктуре террористов.К сожалению, во время операции в окрестностях города Хомс был потерян один Ми-28Н. Экипаж погиб. По заключению комиссии, катастрофа была связана с потерей пространственной ориентации экипажа при полете в сложных условиях над незнакомой безориентирной местностью, а не с отказом «железа». Системы вертолета работали в штатном режиме.
Глобально же оценить возможности боевого применения российских ударных вертолетов можно, проанализировав боевой опыт Ми-24. За свою многолетнюю историю он работал по всему миру и проявил себя очень хорошо. Его «сын», Ми-28Н «Ночной охотник», вобрал в себя лучшие качества знаменитой двадцатьчетверки и уверенно шагнул вперед. Ми-28 быстро совершенствуется, обрастая новыми электронными системами и более мощным вооружением. За считаные годы конструкторы прошли огромный путь и не только догнали, но и во многом перегнали своих зарубежных конкурентов.Выводы Что сказать в завершение? Сравнивать «одноклассников» – дело неблагодарное. Оба вертолета хороши и имеют свои плюсы и минусы, но если бы мне пришлось выполнять боевое задание, я бы предпочел российский вертолет, и, честно говоря, хочется одного – чтобы не было боевых заданий. Но это, похоже, иллюзия...Текст: Дмитрий Дрозденко